BAND
Close
Напишите нам
WhatsApp

Как написать фантастический рассказ: практические советы

Фантазии на тему возможного будущего столетиями будоражат человеческие умы. Хочется узнать, возможна ли жизнь за пределами солнечной системы, какого совершенства может достичь искусственный интеллект и насколько это безопасно для человечества, может ли возродиться Земля после гипотетического апокалипсиса – пищи к размышлению множество. Поэтому фантастика остается востребованным жанром. Если мечтаете писать фантастику, но не знаете, как подступиться – попробуйте начать с малого. Мы подскажем как написать фантастический рассказ или сочинить фантастическую сказку.

Что такое рассказ: определение, объем, структура

Рассказ
это малый формат художественной прозы, в основе которого чаще одна сюжетная линия, проблема, и повествование ограничивается позицией одного-двух персонажей. Он уступает повести и роману в объеме, но не в художественной ценности – рассказы не менее драматичны и впечатляющи.
Строгих критериев ограничения объема нет. Попробуйте писать миниатюры – зарисовки на волнующую тему от 1500 знаков с пробелами.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Если хотите участвовать в литературных конкурсах, то там принимают произведения от 4 000 до 15 000 знаков с пробелами. В издательской практике объем измеряют в авторских листах, лист – 40 000 знаков с пробелами. Рассказ может достигать двух АЛ. Для сравнения: повесть пишется объемом от 4 до 10 АЛ, роман – от 10 до 40.

Базовая структура не отличается от структуры других форматов: экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка. Вас никто не ограничивает: элементы сюжета – персонажи, сеттинг, проблематика – пусть предстают перед читателем в авторском порядке. Советы по созданию сюжетной линии читайте в другой нашей статье.

Отличие фантастического рассказа от фэнтези

Мы уже рассказывали об отличиях двух жанров: фантастики и фэнтези. Главное отличие – относительная достоверность и полная невозможность происходящего. Фантастика в чистом виде подчиняется действующим в мире законам и правилам, но с допущениями. Фэнтези – торжество воображения над здравым смыслом. Если хотите понять, как написать фантастику, стоит подготовиться. Каждый вид фантастической прозы, кроме фэнтези, требует пусть не детального, но углубления в теорию.
Пригодятся базовые знания законов физики, астрономии и других точных наук, зависит от того, о чем будет рассказ. Как писать научную фантастику читайте здесь.
Если пишете в жанре антиутопии – почитайте о политических режимах. Для стимпанка и киберпанка не лишним будет разобраться в основах механизмов и робототехники. Если планируете написать фантастическую сказку – пригодятся советы как писать фэнтези.

Сочиняем сюжет: где искать идеи

Когда будете придумывать сюжет для фантастического рассказа или сказки помните, что в малых формах повествование сжато, элементы в постоянном движении, кульминация наступает быстро. Не стоит сочинять слишком сложный многоступенчатый сюжет, который требует проработки и объяснений. Читатель должен быстро погрузиться в созданную вселенную и так же быстро вынырнуть.
Где искать идеи? Везде. Воображение всеядно: подмечайте события, диалоги, элементы, образы в том, что окружает. Искрой, способной разжечь воображение, может стать:
Инфоповод
Яркое событие, освещаемое в СМИ. Вы знаете, что Китай запустил «искусственное солнце» в декабре 2021-го?
Научные достижения
Наука не стоит на месте, недавно интернет-ресурсы пестрели заголовками о создании ИИ-няни, способной выращивать эмбрионы в искусственных матках – чем не фантастический сюжет?
Политическая и социальная повестка
Кто не слышал о цифровизации, расовых и гендерных вопросах, об эйджизме, мизогинии, феминизме? Подумайте, как вписать социальную повестку в сюжет будущего рассказа.
Экология
Ледники таят, леса горят, глобальное потепление может стать началом нового ледникового периода. Мировая экосистема меняется при нашем непосредственном участии. Как развить эту идею?
Религия
Мы живем в светском государстве, это закреплено в Конституции, но вместе с тем громко звучат официальные заявления представителей церкви на острые темы: от возможных запретов на занятие йогой до процедуры ЭКО. Пофантазируйте на тему того, какую роль религия и церковь могли бы играть в мире будущего.
Подслушанные разговоры
Случайно услышанный диалог может вдохновить на сюжет и подтолкнуть фантазию на создание образов возможных персонажей.
Факты
В мире много фактов, о которых нам мало что известно. Например, японский краб-паук весит до 40 килограмм и живет до 100 лет, дельфины различают друг друга по именам, а звезд на небе больше, чем песчинок на земле. Листайте современные энциклопедии, серфите в интернете, наверняка найдется факт, который вдохновит.
Исторические события
Обратитесь к истории, найдите эпоху или событие, которые вызывают отклик, представьте, как это могло бы происходить в наше время или в далеком будущем, к каким последствиям могло бы привести.
Сновидения
Во сне мы путешествуем по неизведанным мирам и проходим сквозь время, происходят странные, неподдающиеся логике события – используйте их как основу для будущего рассказа. Главное, вовремя записать увлекательный сон, они имеют свойство быстро выветриваться из памяти.
Источником вдохновения могут стать произведения других писателей, об этом расскажем чуть позже.

Создаем персонажей: как проработать детали

Персонажами фантастического жанра наравне с людьми часто становятся:
  • Роботы
  • Киборги
  • Андроиды
  • Инопланетные расы
  • Репликанты
  • Неизученные биологические виды
  • Мутанты
Вдруг вы изобретете нового персонажа или удачно соедините черты уже известных.
Если хотите создать живого героя, близкого знакомства с ним избежать не удастся. Узнать персонажей лучше помогут описания:
  1. Внешности
  2. Речевых, поведенческих особенностей
  3. Привычек
  4. Взглядов, убеждений
  5. Сильных сторон, слабостей
Подробнее о досье на персонажа тут.
Делайте персонажей трехмерными. Не бойтесь вступать с ними в диалог, задавать вопросы:
  • Для чего они здесь? Какова их роль?
  • Их повседневная жизнь благополучна или полна трудностей?
  • В чем их уязвимость?
  • Каково их положение в начале рассказа, и в какую – лучшую или худшую – сторону оно будет меняться по мере приближения к развязке?
Персонажи сказок не нуждаются в придании объема. Они базируются на архетипах. В русских народных сказках это Дурак, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван Царевич. В зарубежных архетипы работают аналогичным образом.

Придавая персонажам «живости», не увлекайтесь чрезмерной детализацией. Не забывайте, что работаете над рассказом, а не над романом.
Что еще почитать по этой теме:

Придумываем локации: на что обратить внимание

Для фантастического рассказа необязательно сочинять тщательно прописанный мир. Читателю хватит достоверной локации, которая впишется в антураж. Это может быть:
Узнаваемое место: город, район, дом, игровая площадка, магазин или кинотеатр.
Межпланетная космическая станция.
Фантастический вид транспорта: звездолет, гравитационный поезд, космический трамвай, маглев.
Другая планета или инопланетная экосистема.
Детерминистская Вселенная.
Сделайте мир доступным для читателя. Вкратце обозначьте особенности, время действия, геополитическую обстановку, если она важна для истории. Порассуждайте, как мир влияет на персонажей, помогает или наоборот создает препятствия. Не забывайте, что в сеттинге должна быть логика и конкретика, чтобы читатель в него поверил.
На курсе «Как писать фантастику» вы создадите свои первые фантастические рассказы, а может быть даже замахнетесь на роман.
И все это под чутким руководством опытных редакторов и с подачи реальных писателей-фантастов.

Советы от мастеров фантастики

Писатель Артур Кларк сформулировал три закона, которые применимы для любой фантастической прозы:
1
Когда выдающийся, но пожилой ученый утверждает, что что-то возможно, он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, он, скорее всего, ошибается.
2
Единственный способ обнаружить границы возможного – это рискнуть немного пройти мимо них в невозможное.
3
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

12 советов начинающим писателям от Рэя Брэдбери:

1
Не начинайте писать романы. Они занимают слишком много времени. Вместо этого начните писательскую жизнь с написания «чертовски большого количества коротких рассказов», по одному в неделю.
2
Вы можете любить их, но не можете быть ими. Имейте это в виду, когда неизбежно попытаетесь, сознательно или бессознательно, подражать любимым писателям.
3
Изучите «качественные» короткие рассказы.
4
Наполняйте голову.
5
Избавьтесь от друзей, которые в вас не верят.
6
Поселитесь в библиотеке.
7
Влюбитесь в фильмы. Особенно старые.
8
Пишите с радостью.
9
Не планируйте зарабатывать писательством деньги.
10
Перечислите десять вещей, которые любите, и десять вещей, которые ненавидите. Затем напишите о первых и «убейте» более поздних — тоже написав о них. Сделайте то же самое со своими страхами.
11
Опишите любую вещь, которая придет в голову. Это поможет преодолеть творческие блокировки.
12
Помните, что при написании вы ищете только одного человека, который подошел бы и сказал: «Я люблю тебя за то, что ты делаешь». Или, в противном случае, вы ищете кого-то, кто подошел бы и сказал: «Ты не псих, как говорят люди».

8 советов писателям от нашего современника фантаста Нила Геймана:

1
Пиши.
2
Вставляй одно слово за другим. Найди нужное слово, поставь его на место.
3
Закончи то, что пишешь. Что бы ни пришлось сделать, чтобы закончить, просто закончи это.
4
Отложи в сторону. Прочти, притворяясь, что никогда не читал этого раньше. Покажи друзьям, чье мнение уважаешь, и которым нравятся подобные вещи.
5
Помни: когда люди говорят, что что-то не так или не работает, они почти всегда правы. Когда они точно говорят, что, по их мнению, неправильно и как это исправить, они почти всегда ошибаются.
6
Исправь это. Помни, что рано или поздно, прежде чем текст достигнет совершенства, тебе придется отпустить его, двигаться дальше и начать писать следующую вещь. Совершенство – это как погоня за горизонтом. Продолжай двигаться.
7
Смейся над собственными шутками.
8
Главное правило написания заключается в том, что, если ты делаешь это с достаточной убежденностью и уверенностью, ты можешь делать все, что нравится. (Это правило работает в жизни так же хорошо, но это определенно относится и к писательству.) Так что напиши историю так, как она должна быть написана. Напиши ее честно и расскажи как можно лучше. Я не уверен, что есть еще какие-то правила, которые имеют значение.

Что почитать: фантастические рассказы, которые вдохновляют

Десять удивительных рассказов, которые помогут настроиться на нужную волну:
  1. Рэй Брэдбери «Электрическое тело пою!»
  2. Айзек Азимов «Лжец»
  3. Кир Булычев «Можно попросить Нину?»
  4. Ричард Матесон «Одинокая венерианка»
  5. Роберт Шекли «Тело»
  6. Ясутака Цуцуи «Одиноко растущая женщина»
  7. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»
  8. Артур Кларк «Стена мрака»
  9. Сергей Лукьяненко «Л» – значит Люди»
  10. Нил Гейман «Этюд в изумрудных тонах»
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.