BAND
Close
Напишите нам
WhatsApp

Советы автору: как писать в жанре фэнтези

Жанр начали выделять как самостоятельный в шестидесятые годы прошлого века. С тех пор он становится только популярнее. Фэнтези привлекает тем, что помогает оторваться от реальности. Все в детстве любили сказки. Фэнтези – сказки для взрослых. Как приятно, завершив рабочий день и разобравшись с домашними делами, открыть книгу, дать волю фантазии и погрузиться в вымышленную Вселенную, в которой нет строгих правил, но есть магия, волшебные существа, герои и приключения.
Сегодня расскажем о том, как написать фэнтези, чтобы поразить воображение читателей.

С чего начать

Фэнтези
это разновидность фантастики, литературный жанр, основой которого являются сказочные, фольклорные, мифологические и прочие подобные фантастические допущения.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Фэнтези создает впечатление сложного, многослойного жанра, к которому непросто подступиться. Отчасти так и есть, но освоить его можно, как и любой другой. Для этого нужно наметить алгоритм действий и вооружиться собственным воображением. Потому что в фэнтези воплощаются любые фантазии.

Вначале определитесь, какое фэнтези хотите написать:

– Героическое. Сюжет выстраивается вокруг безусловного героя, на долю которого выпадают приключения и совершение подвигов.

– Эпическое. Противостояние добра и зла на фоне тщательно спроектированных миров, большого количества действующих лиц, их историй и переплетения сюжетных линий.

Темное. Фэнтези на стыке с готикой, в котором миром правит зло.

Игровое. В основе сюжета лежит настольная, компьютерная или ролевая игра с литературными допущениями.

Историческое. Действия происходят в конкретную эпоху или на фоне важных для человечества событий.

Городское. События разворачиваются в современном мире среди людей.

Романтическое. Ставка делается на романтическую линию, любовные отношения между героями.

Юмористическое. Сатира и ирония на тему фэнтезийных штампов и клише либо комедийные пародии на сюжеты известных произведений.

Мифологическое. Источником вдохновения становятся мифы – скандинавские, кельтские, славянские, египетские, греческие.

Техно. На помощь волшебству приходят технологии. Перекликается с научной фантастикой, но с примесью магии.
Редкий автор работает в чистом жанре. Чаще поджанры смешиваются, для придания произведению самобытности заимствуются отдельные черты разных жанров. Когда определитесь с тематикой, переходите к следующему этапу алгоритма.
На курсе «Магический сюжет» вы окунетесь в волшебные миры фэнтези, магреализма и фантастики. Напишете 6 магических историй под руководством опытных редакторов. И получите шанс на публикацию в сборнике.

План

Фэнтези – масштабный жанр. Без детального плана сложно справиться с сюжетом. План нужен для того, чтобы не запутаться в сюжетных линиях, персонажах, особенностях и деталях вымышленного мира. В книге фэнтези все связано. И хоть происходящее нереально, у читателя не возникает сомнений в том, что события разворачиваются на самом деле. Он должен поверить в вымышленный мир. Чтобы это случилось, в книге не должно быть несовпадений в датах, именах и описаниях, местах и действиях.
Подробный план даст структуру будущего произведения, обнажит недоработки и преимущества, поможет увидеть недочеты и вовремя их устранить. Непременно включите в него:
  1. Детальные анкеты персонажей, их роли в сюжете
  2. Особенности мира, в котором все происходит
  3. Сюжетные линии по главам с описанием главных сцен и поворотов
Вписывайте в план любые идеи, мысли, дополнения, которые приходят в голову в ходе работы над книгой. Как создать композицию произведения читайте здесь.

Сотворение мира

В фэнтези мир занимает чуть ли не центральное место наравне с сюжетом и не менее важен, чем персонажи. От того, каким он будет в книге, зависят арки персонажей, конфликт, сюжетные повороты. Архитектору миров важно продумать все до мельчайших подробностей. Чтобы ничего не упустить, советуем продумать пошагово:
1
Географию
Важно понимать, где разворачиваются события. Это может быть отдельный материк или несколько континентов. Продумайте особенности ландшафта: пустыни, горы, леса, моря, океаны. Составьте карту мира. Известные писатели начинали сотворение миров с создания детализированных карт. Это непростая задача, но если вы взялись за жанр фэнтези, то заранее готовы к трудностям. На карту нанесите границы, страны, столицы, их особенности, как и почему они взаимодействуют или враждуют. Увидите, как по мере заполнения пробелов начнет выстраиваться картина мироустройства.
2
Флору и фауну
Задайте себе вопросы:
  • Какие в моем мире времена года, как происходит их смена?
  • Есть ли природные зоны, как они меняются по мере продвижения от края одной границы мира до края противоположной?
  • В мире привычная растительность или есть растения с чудесными свойствами, которые важны для сюжета?
  • Какие существа населяют мир?
Ответы помогут точнее воссоздать природу фэнтезийного мира и придать ему достоверности.
3
Историю
Если то, что происходило в прошлом, влияет на сюжет в настоящем, придумайте историю. Возможно, в мире шли кровопролитные войны правящих династий или произошла смена власти в результате переворота, что в дальнейшем сказалось на государственном устройстве и жизни народа.
4
Государственное устройство
Начиная от государственного строя до системы налогообложения, внешней и внутренней политики, экономики, культуры, торговли и прочих, казалось бы, скучных аспектов. Именно они помогут читателю поверить в ваш мир. Здорово придумать особенности, которые будут отличать мир от уже существующих.
5
Население
Мир населяют люди или наравне с ними там живут волшебные существа, вымышленные расы? Обычная жизнь важна не меньше государственной. Чем живет народ? С какими трудностями сталкивается, какие проблемы решает? Каков его быт?
6
Магию
Какая роль в книге отведена волшебству? Возможно, вы вовсе не сторонник классической магии с заклинаниями, управлением стихиями, зельями и волшебными палочками. В таком случае мир можно заселить мифическими созданиями, как, например, в «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина.
7
Время
В какую эпоху вы поместите мир: далекое прошлое, настоящее или альтернативная вселенная, в которой время течет по-другому?
Известны мастера фэнтези, которые разрабатывали для миров даже языки. Если чувствуете потенциал – замахнитесь и на это. Либо если в мире несколько народностей или рас, можно хотя бы условно дать понять читателю, что говорят они на разных языках, не углубляясь в лингвистические подробности.

Персонажи

В зависимости от поджанра это может быть эпический герой-одиночка, герой, у которого есть помощники – один или больше на разных этапах пути, или же пара-тройка равнозначных персонажей, чьи сюжетные линии будут пересекаться. Может быть, несколько главных героев, которые изначально действуют вместе.
Снова на помощь придут вопросы:
  1. Кто ваш герой? Сколько ему лет? Какого он пола? Герой может быть храбрым, непобедимым лидером, а может – робким, неуверенным и неприметным, но обладающим скрытой силой, которая раскроется в ходе повествования.
  2. Откуда он? Родился в этом мире или прибыл из другого?
  3. В чем его особенность? Чем отличается от других? Придумайте черту, которая сделает героя уникальным: особенность внешности, поведенческие или разговорные фишки, черты характера, которые редко сочетаются в одном человеке.
  4. Для чего он здесь? Что им движет? Какова его цель? Мотивация героя двигает сюжет.
Наводящих вопросов, помогающих ближе познакомиться с героем, множество. Не бойтесь их задавать.
Если действующих лиц несколько, сочините для каждого не только запоминающуюся внешность, но и характер, наделите живыми поведенческими особенностями. Чтобы не запутаться, составляйте анкету или паспорт героя, в который записывайте все, начиная от родинок и вкусовых пристрастий, заканчивая отношениями с родителями в раннем детстве и влиянием первой влюбленности на последующие отношения. Как собрать на героя настоящее досье почитайте здесь.

Нейминг

В мире фэнтези названия локаций и имена персонажей играют не последнюю роль. Необычное имя сделает героя книги запоминающимся. Упоминания о популярной вымышленной стране хватает для того, чтобы у читателя возник готовый образ. Достаточно произнести: «Нарния» или «Средиземье», и воображение мгновенно рисует нужные пейзажи.
  • Чтобы придумать звучное имя, поищите в интернете списки имен разных народов. Найдите те, которые нравятся, попробуйте соединить пару имен, поиграйте с буквами – переставляйте местами, добавляйте новые.
  • В поисках подходящих названий для стран и городов подключайте фантазию, открывайте карту мира, ищите названия маленьких городов, которые не на слуху, поселков, деревень. Меняйте буквы и слоги местами, нужное название найдется.

Сюжетные особенности фэнтези и отличия от других жанров

Главная особенность – нереальность происходящего. События, идеи, факты противоречат действительности, нарушают привычный ход вещей. Сюжеты фэнтези абсолютно нереальны. Мы знаем, что хоббитов, орков, летающих метел, оборотней, русалок и других волшебных существ не существует. А единороги и драконы, если и были, то давно вымерли. Воображение автора фэнтези не ограничивается ничем, кроме его собственной фантазии, и в отличии от той же научной фантастики читателю не нужно объяснять происходящее с точки зрения законов физики.
Что еще почитать по этой теме:
Отличительные черты жанра:
Магия
В любом из возможных вариантов. Выбор только за писателем.
Сеттинг
Идеи часто основаны на мифологии, события происходят в иных мирах и Вселенных. Фэнтезийные миры детально проработаны, как у Толкиена во «Властелине колец» или Джорджа Мартина в «Песни льда и пламени». Ни в одном другом жанре мир не требует столь тщательной детализации.
Время действия
В книгах фэнтези действие происходит, как правило, в далеком прошлом. В него включаются узнаваемые элементы эпохи Средневековья – замки, рыцари, прекрасные дамы, турниры и битвы. Настоящее время тоже возможно, как в «Дозорах» Сергея Лукьяненко или в «Гарри Поттере» Джоан Роулинг.
Открытое противостояние добра со злом
И наличие героя, чья миссия – избавить фэнтезийный мир от сил зла.

Фэнтези-клише: как их избежать

Соблюдение правил жанра при умелом пользовании воображением сделает книгу неповторимой, а может превратить в очередную копию «Властелина колец», «Хроник Нарнии» и «Ведьмака».
Зная распространенные фэнтези-клише попробуйте их избежать и выдумать элементы, которые выгодно выделят вашу книгу среди прочих.
Клише:
Эльфы, хоббиты, гоблины, гномы, вампиры, ведьмы и прочие магические персонажи, кочующие из сюжета в сюжет. Попробуйте разнообразить ассортимент.
Идеальный герой: красивый, умный, харизматичный остряк, любимец женщин, раскидывающий врагов одной левой. Если речь о женщине – то непременно умопомрачительная красотка с копной густых волос, высокой грудью и пронзительным взглядом.
Спутники главного героя: мудрый наставник, лучший друг, прекрасная возлюбленная. Что, если герой – интроверт?
Попаданец. Для них не нужно сочинять историю с биографией, которые вписывали бы их в фэнтези Вселенную. Они попадают в него откуда угодно и тут же начинают решать проблемы и обретать невиданную мощь.
Путешествие. Герои совершают большое путешествие, чтобы сжечь кольцо, убить дракона, спасти королевство, победить армию нежити (нужное подчеркнуть). Что, если никуда не надо уходить и самое интересное поджидает за углом?
Чрезмерная романтика. Щемящая любовная линия в духе классиков. Влюбленные не могут быть вместе, то расстаются, то сходятся, ищут друг друга и разминаются в двух шагах, чтобы в один момент окончательно воссоединиться. Добавьте реалистичности. Пусть персонажи знакомятся, встречаются, узнают друг друга постепенно, как это происходит в жизни.
Девушка в беде. Персонаж, которого непременно нужно спасти. Как правило – девушка, но возможны варианты.
Гротескный злодей. Откровенно злобный и мерзкий антагонист, который не вызывает иных чувств, кроме ненависти и презрения. Что, если наделить его положительными качествами? Вдруг он любит собак или помогает сиротам?
Судьбоносные пророчества. Древняя легенда, тянущаяся сквозь сюжет, которая обязательно сбудется, и ничего нельзя изменить.

Где искать вдохновение

Конечно, читать как можно больше книг этого жанра! И смотреть экранизации, чтобы не только воображать, но и видеть фэнтезийные миры глазами режиссеров. Фэнтези – это не только Толкин, Мартин, Льюис и Роулинг. Предлагаем почитать для вдохновения:
  • «Ведьмак» Анджей Сапковский
  • «Волшебник Земноморья» Урсула ле Гуин
  • «Лабиринты Ехо» Макс Фрай
  • «Хроники Амбера» Роджер Желязны
  • «Имя ветра» Патрик Ротфусс
  • «Сквозь зеркала» Кристель Дабо
  • «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли
  • «Никогде» Нил Гейман
  • «Темная башня» Стивен Кинг
  • «Ходячий замок» Диана Уинн Джонс
  • «Стража! Стража!» Терри Пратчетт
  • «Не время для драконов» Ник Перумов, Сергей Лукьяненко
  • «Джонатан Стрендж и Мистер Норрелл» Сюзанна Кларк
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.