BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Научная фантастика: как писать

Топ самых продаваемых книг 2021 года забит фантастикой: «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли соседствуют с «Голодными играми» Сьюзен Коллинз и романом Стивена Кинга «Позже», герой которого умеет разговаривать с умершими. С экранизациями фантастики тоже все отлично: «Дюна» и новая «Матрица», едва успев нашуметь, сменились фильмом «Не смотри вверх», который бурно обсуждают в сетях.
Чтобы присоединиться к тренду и написать яркий, запоминающийся научно-фантастический рассказ или роман, нужно соблюдать несколько важных правил, о которых мы рассказываем в этой статье.

Главные правила научно-фантастической литературы

Научная фантастика
жанр, в котором развитие сюжета определяется неким допущением, не существующим в реальности. Если это допущение относится к области науки и техники, говорят о «твердой» фантастике, связанной с естественными науками (физикой, химией, биологией). Если главное сюжетообразующее допущение касается гуманитарной сферы, то эта фантастика – социальная.
Классический пример твердой фантастики – это роман «С Земли на Луну» Жюля Верна, написанный в 1865 году. Образец социальной фантастики – антиутопия Маргарет Этвуд «Рассказ служанки».
Поджанры научной фантастики многочисленны и часто пересекаются. Вот лишь несколько типичных сюжетов:
  • Затерянные миры – открытие и освоение неизвестных или заброшенных планет и земель
  • Космическая опера – масштабные космические сражения с использованием фантастических технологий
  • Киберпанк – упадок человеческой цивилизации на фоне прогресса компьютерной техники
  • Стимпанк – альтернативная цивилизация, развившаяся на основе технологии паровых машин
  • Планетарная фантастика – приключения на экзотической планете, населенной невиданными существами
  • Биологическая фантастика – новые способности человека, связанные с изменениями в его биологии
и так далее, и так далее.

Фантазия автора в научной фантастике ограничивается только основным правилом: обойтись без волшебства. Вы можете написать практически что угодно - но любые, самые невероятные явления в вашем научно-фантастическом произведении должны иметь логичное научное объяснение – пусть даже эта наука существует только в книге, которую вы хотите написать.
Если в сюжете присутствует магия, это уже не научная фантастика, а фэнтези.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Сколько науки должно быть в научной фантастике?

Точного ответа на этот вопрос нет, но общая рекомендация такова: соблюдать основные естественнонаучные законы, известные современникам, и не слишком увлекаться технической стороной дела. Все происходящее должно иметь правдоподобную причину, чтобы вызвать доверие читателя. Но избегайте технических подробностей, несущественных для развития сюжета.
Если космолеты в написанной вами книге летают на огромные расстояния, придумайте для них фантастическое топливо – но можете не рассказывать, из чего именно оно сделано и как устроен технологический процесс его получения.

Откуда брать сюжеты для научно-фантастической прозы?

Как писать научную фантастику, которую захотят прочесть и ученые, и домохозяйки? Так же, как в других жанрах, создание научно-фантастического произведения лучше всего начать с определения идеи.
  • В чем главная мысль, которую вы хотите донести до читателя?
  • Что нового узнает он из вашего произведения о Вселенной и о себе?
Кроме того, важно придумать то самое допущение, которое сделает ваш фантастический роман особенным. Попробуйте поиграть в «А что, если…?»
Что если люди научатся летать без всякого оборудования? Что если человечеству придется перебраться под воду и устраивать свою жизнь в океане? Что если дыхание человека станет топливом для техники? Что если мы начнем слышать мысли друг друга? Что если человек никогда не изобретал колесо?
Чтобы сочинить что-то по-настоящему интересное, нужно раскрепостить фантазию.

Источники вдохновения для автора научной фантастики

  • 1
    Классическая научно-фантастическая литература (книги Ж. Верна, Г. Уэллса, Р. Брэдбери, А. Шекли, А. Азимова, К. Саймака, братьев Стругацких и т.д.) и книги современных фантастов. Читайте разные формы в зависимости от того, что хотите написать: научно-фантастический рассказ, роман или сценарий.
  • 2
    Научно-фантастические фильмы и игры.
  • 3
    Новости науки и техники, из которых можно черпать информацию о ближайших возможностях, которые откроются перед человечеством.
  • 4
    Реальные события на Земле, которые вы перенесете в фантастические условия.

    Сюжет «Дюны» Фрэнка Герберта – это перенесенный на далекую пустынную планету конфликт на Ближнем Востоке. А в «Аватаре» поднята крайне актуальная для землян проблема сохранения влажных тропических лесов.
  • 5
    Классические мифы и сказки.

    В рассказе «Икар и Дедал» герои древнегреческого мифа рождаются в далеком будущем и стремятся пролететь сквозь Солнце.
На курсе «Как писать фантастику» вы создадите свои первые фантастические рассказы, а может быть даже замахнетесь на роман.
И все это под чутким руководством опытных редакторов и с подачи реальных писателей-фантастов.

Как описать фантастическую Вселенную для своей истории

Уникальный, не имеющий аналогов мир вашей истории – главная приманка для читателя фантастической литературы. Он должен быть удивительным, но логичным, чтобы читатель мог наслаждаться вашей изобретательностью и следить за сюжетом, не отвлекаясь на раздражающие противоречия и вопросы.

Параметры, с которыми нужно определиться

Чтобы написать книгу с интересным и гармоничным сеттингом, нужно определиться со следующими параметрами:
Законы природы – лучше, если все базовые законы природы в вашей книге будут похожи на реальные. А если необходимо нарушить один из базовых принципов (например, закон сохранения энергии) – пусть это будет одно большое допущение, а остальные законы останутся в рамках реальности.
Герберт Уэллс в «Машине времени» создал принципиально новое допущение – возможность перемещаться во времени. При этом другие законы остались в силе: в фантастическом антураже далекого будущего есть день и ночь, слепые от вечного мрака морлоки и погнутые рычаги машины, поврежденной во время путешествия.
Время действия – если сюжет разворачивается в будущем, полезно помнить о разумном балансе в развитии технологий, а в прошлом – об уровне развития культуры и техники, костюмах и языке, которые не должны противоречить своему времени.
Помните культовый фильм «Назад в Будущее»? Каждый раз отправляя героев в прошлое, сценаристы подчеркивали особенности культуры той эпохи, куда они попадали: от одежды до музыки, от сленга до межличностных отношений свойственных тому времени.
Единство географии и истории – хотя в научной фантастике, в отличие от фэнтези, не принято рисовать карты, автору полезно четко представлять себе основные параметры климата, рельеф, количество континентов и светил на планете, где происходит действие, а также написать, пусть в общих чертах, предысторию событий. Вводить ее в основной сюжет не обязательно, но это поможет вам написать объемный, интригующий и психологически достоверный текст.
Сверяйте свои идеи с естественно-научной картиной мира. Например, если место действия находится в пределах изученного человеком космоса, уточните по астрономическому атласу, могут ли на этой планете быть два солнца.
Единство допущений – во всех обстоятельствах и локациях вашего сеттинга должны действовать все придуманные вами допущения. А для исключений из этого правила нужно обоснование.

Как правильно написать сюжет научно-фантастического произведения

Законы композиции, построение диалогов и разработка персонажей в научной фантастике важны не меньше, чем в любом другом жанре. А может быть, и больше – ведь увлекательный сюжет, психологическая достоверность и убедительный конфликт помогут отвлечь читателя от возможных технических неточностей.

Советы по драматургии научно-фантастического произведения

  • Разработайте интересного героя с ясной целью. Постарайтесь написать о нем так, чтобы читатель сочувствовал герою и желал ему успеха.
  • Дайте герою достойного антагониста. Лучше, если у противника главного героя будет своя правда и своя боль, которые вызывают сочувствие.
  • Соблюдайте драматургическую структуру (у истории должны быть завязка, кульминация и развязка).
  • Следите за ритмом повествования. Чередуйте насыщенные событиями сцены с неспешными, чтобы читатель мог перевести дух.
  • Добавьте индивидуальности героям. Придумайте им особенные привычки, словечки и портреты.
  • Сделайте победу неоднозначной. Главный герой не может добиться желаемого, не пожертвовав чем-то, что важно для него. Все как в жизни.

Каких ошибок нужно избегать при написании НФ

  • Подробно описывать место действия, законы природы, характеры персонажей и прочие подробности до начала действия. Выдавайте эту информацию постепенно, по мере развития сюжета.
  • Вкладывать всю важную информацию в монолог одного из героев. Даже если это лекция профессора (увы, но этот прием избитый и неэффективный).
  • Называть хорошо знакомые читателю вещи и явления по-новому.
  • Придумывать необычные вещи и явления, которые никак не будут использованы в сюжете (принцип чеховского ружья).
  • Пренебрегать психологией героев и делать их однозначно «плохими» или «хорошими».

Как сочинить научно-фантастическую историю, которая станет классикой?

Мы давно не считаем удивительными полеты на Луну и привыкли к лазерам, но продолжаем перечитывать книги Жюля Верна и «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого.
Научно-фантастические произведения вполне могут пережить свое время, если они говорят что-то важное о людях, их ценностях и переживаниях, о том, как они воспринимают окружающую действительность и как познают её.

Вложите в свою книгу настоящие чувства и свои мысли о природе человека – и она переживет любые повороты научно-технического прогресса!
Что еще почитать по этой теме:
Практика
Потренируйтесь придумывать фантастические допущения по формуле «А что, если?» Напишите, к каким последствиям приводит то или иное допущение.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.