Как правильно написать сценарий: от идеи до оформления
Сценарий
–
это произведение, на основе которого снимают короткометражный, полнометражный фильм, сериал (в том числе мультипликационные), музыкальный ролик, рекламный видеоролик, делают игру или организуют публичное мероприятие. Как видите, это очень широкое понятие. В статье мы будем говорить именно о том, как написать сценарий к фильму, хотя некоторые основы – общие для всех.
В этом руководстве расскажем, как найти идею для своего первого фильма, как ее сформулировать, развить, как написать текст и правильно его оформить, чтобы его можно было отправлять на студии. В конце расскажем о самых распространенных ошибках и о том, где можно найти лучшие образцы из классики кинематографа.
Работа сценариста отличается от работы писателя, который сочиняет роман, повесть или рассказ. Многое из того, что существует в литературе (стилистика описаний, например), не будет работать в формате видео. В первую очередь сценарий — основа фильма, это стоит держать в голове.
Из чего он состоит:
– Диалоги. Пишутся как диалоги в пьесах, с указанием лиц диалога и ремарками в скобках. Например, в «Крике»: «ОТЕЦ (ищет) Кейси? Где ты, дорогая? Господи, да звони же в полицию». Или: «КЕЙСИ (по телефону)... помогите...».
– Действия. Описываются кратко, отдельные слова акцентируются заглавными буквами. Например, в «Бешеных псах»: «Мр. Розовый ЗАПРЫГИВАЕТ в машину. Полицейские СТРЕЛЯЮТ». Или в «Крике»: «Шум позади нее. Она резко оборачивается, смотрит на открытое окно в другом конце комнаты. ЦАРАПАЮЩИЙ звук. Она встает и идет к окну».
– Краткие описания обстановки, в которой разворачиваются эти диалоги и действия. Например, «От заката до рассвета» авторы начинают так: «Обычный магазин на дороге в Техасе. Больше никаких зданий рядом нет».
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
Более технический характер сценария объясняет, почему он обычно меньше романа по объему. Стандартный размер — 90–120 страниц. Одна страница примерно соответствует одной минуте экранного времени.
На сценарных конкурсах и в целом на приеме работ в студиях рассматривают в первую очередь логлайн и синопсис. Это дополнительный аргумент в пользу «метода снежинки», когда автор начинает с краткого изложения, а затем наращивает текст.
Формулируем замысел и пишем логлайн
Как правильно писать сценарий к фильму по «методу снежинки»:
найти свою идею;
сформулировать замысел;
проверить его на прочность;
написать логлайн;
составить синопсис;
писать основной текст.
Ищем и отбираем идеи
Здесь работает хрестоматийный совет для всех писателей, особенно известный благодаря Курту Воннегуту, — «Пишите о том, что вас действительно волнует».
Ему вторит теоретик сценарного мастерства Джон Труби в «Анатомии истории»: текст будет тяжело писаться, если идея не будоражит автора.
Труби предлагает такой алгоритм работы над замыслом:
Составление виш-листа – подумайте, что вы хотите увидеть на экране.
Сбор идейдля будущего сценария – запишите до 50.
Сопоставление списков – найдите общие темы и держитесь их.
Проверкасобранных идей – оцените их потенциал.
Это два основных этапа: найти идеи, которые вас будоражат, и оценить, насколько они перспективны для создания сценария.
Формулируем замысел и конструирующий принцип
Начинаем формулировать с замысла — его можно выразить одним предложением. Пример. Замысел книги и фильма «Молчание ягнят»: «Начинающий агент ФБР Кларисса Старлинг расследует серию убийств, прибегая к помощи другого серийного убийцы». Но из такой формулировки нельзя понять, какие события могут случаться в произведении.
Конструирующий принцип показывает, на чем будет держаться повествование. В случае с «Молчанием ягнят» это: «Серийный убийца помогает начинающему агенту ФБР Клариссе Старлинг раскрыть серию убийств — в обмен на разговоры о ней самой, что помогает ей в самопознании и становлении».
Здесь мы уже видим то, что разительно отличает сюжет «Молчания ягнят» от других образцов остросюжетного или детективного кино. Это параллельное движение двух линий: первая — становление героини, вторая — поиск преступника. Отношения Ганнибала Лектера и Старлинг определяют сюжет и вносят дополнительное напряжение в традиционную детективную канву.
Продумываем конфликты
В формулировке конструирующего принципа обычно уже можно заметить противоборствующие стороны. В «Молчании ягнят» явные конфликты — это противостояние Старлинг с главным антагонистом (Баффало Билл), правоохранительных сил — с Лектером. Неявный — внутренний конфликт Клариссы Старлинг: незрелая еще девушка пытается побороть себя и стать профессионалом.
Как видим, конфликты бывают внутренними и внешними, главными и побочными. Их сочетание определит дальнейшую разработку сюжета.
Прорабатываем персонажей
Расстановка сил в сценарии определяется такими типами персонажей:
Протагонист — главный герой. Необязательно образец всего хорошего, но самый интересный персонаж. Важно: он должен чего-то хотеть, у него должны быть ценности и (как у всех основных персонажей) внутренние противоречия.
Союзники — персонажи на стороне протагониста в конфликте.
Антагонист — главный противник в конфликте.
Ложный союзник — персонаж, которого можно в начале принять за союзника, но он таковым не является (как пример — предает главного героя).
Мнимый антагонист — персонаж с обратной историей: изначально его считают противостоящим протагонисту, но на деле он ему помогает.
Если вы проверили свой замысел на прочность, дали ему кровь через живых персонажей и ряд конфликтов, благодаря которым формируется конструирующий принцип и развивается сюжет, — можно формулировать логлайн и двигаться дальше. В этом коротком тексте должен остаться только замысел сценария плюс интрига.
Пример логлайна: «Фотограф, прикованный к инвалидному креслу, следит через окно за соседями. Странное поведение соседа и исчезновение его супруги приводит фотографа к мысли, что тот убил свою жену». Это «Окно во двор» Альфреда Хичкока.
Синопсис длиннее логлайна, и он содержит уже краткое изложение всего сюжета сценария. Размер может составлять примерно от 0,5 до 3 страниц. При его написании важно помнить, что текст не должен излагать сжато всё повествование и даже все события — только главные.
У повествования есть основные опорные точки. Классическая трехактная структура содержит в себе:
завязку (ей заканчивается первый акт);
кульминацию (ей завершается второй, самый длинный акт);
развязку (ближе к концу третьего акта).
Это только основные точки. Как минимум, в середине кино должно случиться еще несколько серьезных изменений — перипетий, которые нагнетают напряжение и обостряют конфликт.
Работаем с основным текстом: алгоритм написания сценария
Если сюжетная структура, изложенная в синопсисе, — это скелет, то теперь ему нужно мясо.
Сцена — это единица сценария, которая характеризуется единством времени и места. В зависимости от жанра и темпа кино, их может быть от 40 до 120. Сцена — это, например, диалог мужа с женой утром на кухне.
Еще более мелкий элемент текста — бит. Это единица информации: скажем, реплика каждого из супругов в том самом диалоге.
Чтобы научиться писать сценарии к фильмам по правилам, нужно разобраться и со сценарным письмом — как здесь оформляется текст и какие используются сокращения.
Сцены начинаются с заголовка особого вида. Вот пример-образец:
«ИНТ. АЭРОПОРТ МАЙЯМИ, ТЕРМИНАЛ — ДЕНЬ»
Как видите, здесь упомянуто место действия (оно не меняется на протяжении всей сцены) и время дня (оно также не меняется).
В заголовках сцен и тексте используются сокращения:
ИНТ, ПАВ — интерьер, павильон, действие происходит в помещении; ЭКСТ, НАТ — экстерьер, «натура», действие под открытым небом; ПАН — панорама, поворот камеры на 360 градусов; ИЗ ЗТМ — из затемнения, выход изображения из темного экрана; В ЗТМ — в затемнение, уход в темный экран; КП, КРП — крупный план; ТЗ — точка зрения, смотрим с точки зрения конкретного персонажа; ЗК или ВПЗ — за кадром, вне поле зрения, персонаж говорит за пределами видимости камеры.
Указания на то, как должна работать камера в кино, обычно не приветствуются: это уже режиссерские, а не сценарные решения.
Все действия описываются от третьего лица в настоящем времени.
Не используются жирный текст, курсив и подчеркивания. Шрифт — Courier New, 12 кегль, выравнивание по левому краю. Чтобы соблюсти все требования к сценарию по форме, в том числе стандартные отступы от полей. можно посмотреть образцы или воспользоваться бесплатным софтом — например, плагином «Писарь» для MS Word или программой «Кит сценарист» (есть платные тарифы).
Пишем яркие сцены
Важно, чтобы все сцены имели смысл в рамках целого — чтобы в них происходили события. Для этого в них должен разворачиваться конфликт.
Это чередование действий и реакций (затем — реакций на эти реакции). На уровне сцены конфликт становится драматической перипетией или, в терминологии Александра Митты, «брешью». Под брешью имеется в виду разрыв между ожиданиями персонажа и зрителя, с одной стороны, и тем, что происходит, с другой.
Чтобы понять, как пишут сценарии к фильмам с этой точки зрения, лучше рассмотреть примеры из хорошего кино.
Подходящий образец — брешь, с которой начинается фильм «Джанго освобожденный» (2012). Работорговцы встречают в лесу Шульца и ведут с ним напряженный диалог. Шульц отвечает миролюбиво, представляется дантистом и как будто торгуется, но в ответ на наставленное ружье начинает стрельбу.
Но это крупная брешь — на уровне сцены. Даже до этого резкого поворота диалог несколько раз разворачивается в зависимости от действий и реакций на уровне битов.
Первый бит: работорговец взводит курок, вскидывает ружье, кричит: «Кого там черти носят? Говори, что тебе надо, иначе не поздоровится!». В ответ на пару дружелюбных реплик Шульца («успокойтесь, я ничего вам не сделаю… доброго студеного вечера…» и так далее) — реакция более приветливая: «Что ты за доктор такой?» и улыбка.
Помните об эмоциональной динамике, которая несколько раз должна сделать поворот в каждой сцене.
Дорабатываем черновик
Когда первый вариант сценария дописан, имеет смысл отложить его на месяц-два-три. Вы можете начинать его давать близким людям, но пока не слушать критику и не вносить изменений.
К тексту лучше вернуться со свежим взглядом и перечитать его так, будто это чужая работа. Обращайте внимание на логику повествования, все ли персонажи убедительны, отмечайте для себя места, которые вызвали у вас сомнения и где ваше внимание притуплялось. Попросите близких, ваших первых критиков, сделать то же. Внесите изменения. У вас на руках — второй черновик, который можно показывать сторонним критикам.
Найдите их на писательских и сценарных форумах. Самый известный — «Сценарист.ру».
Однако научитесь фильтровать поступающую критику и ориентируйтесь на собственное чувство правильного.
Учимся на чужих ошибках
Чтобы понять, как правильно написать сценарий к фильму, нужно понимать и какие основные недочеты встречаются.
Ошибки сценариста, который только начинает свой творческий путь, можно сгруппировать в пункты. Про первые два мы уже говорили:
1
Он пытается быть романистом
Многословие убивает сценарий. Представьте себя камерой или зрителем: описывайте только то, что происходит на экране.
2
Он пытается быть режиссером, оператором или монтажером
Возможный саундтрек к картине, актеры, другие решения, которые должны принимать люди, которые делают кино, — это лишнее в тексте.
3
Он собирает клише из чужих сценариев
Справиться с этим помогает насмотренность, знание теории повествования и практика. Хорошая энциклопедия тропов, клише и образцов их обыгрывания — «Посмотре.ли», англоязычный аналог — TV Tropes.
4
Динамика сюжета не сбалансирована
Если это так, это будет ясно из первого черновика. Здесь пагубно как чрезмерное провисание напряжения, так и скачущий сюжет с неоправданно большим числом резких поворотов. Если динамика сделана хорошо, напряжение будет расти к кульминации (как с резкими поворотами, так и паузами) и разрешаться в развязке.
5
Персонажи не чувствуются живыми
Здесь также поможет знание штампов — чтобы их избегать, и память о том, что функция (например, «быть протагонистом») не означает, что персонаж должен быть одномерным: в каждом живом персонаже есть свои противоречия.
Вдохновляемся лучшими примерами
С чего начать работу после прочтения статьи: перед тем как писать сценарий к фильму, можно написать для себя список лент, которые по вашему мнению — образец искусства кино, примеры, на которых учиться будет правильно. И найти их в сети.
Сценарии российских фильмов размещены на сайте студии «Снегири». Объемная библиотека англоязычных текстов, в том числе с русским переводом, — на сайте «Киномания».
На английском языке тексты можно найти на зарубежных сайтах: вот, например, страница с оскароносными фильмами последних лет.
Найдите то, что вам нравится как зрителю. Анализируйте, отмечайте для себя приемы автора и учитесь у него.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.