BAND
Подпишитесь на рассылку Band
Делимся писательскими приемами, рассказываем о литературе, зовем на бесплатные лекции, даем скидки. Подписывайтесь и становитесь автором вместе с Бэнд!
Close
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Конфликт в литературе: виды и примеры в художественных произведениях

В произведениях художественной литературы конфликт движет сюжет вперед и позволяет читателям сопереживать персонажам. Чтобы писать по-настоящему захватывающие, бьющие в сердца истории, автору нужно овладеть этим мастерством — правдоподобно, интересно описывать противостояние и строить на нем сюжет.

Что такое конфликт в литературе и зачем он нужен

Конфликт — это любое столкновение противоборствующих сторон, их взглядов и интересов.
Он может быть очень разным. Например, в «Илиаде» Гомера это смертоубийственное противостояние двух войск, а в гоголевской повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче — мелкая склока. У Джека Лондона герой может бороться со стихией и собственной слабостью, у Джерома Сэлинджера — с ограниченностью окружающих людей. Но всё это конфликт.
Зачем он нужен? Перечислим три основные причины.
Он вызывает эмоции. Персонаж, который интересен читателю и преодолевает препятствия, в противостоянии с кем-то или чем-то, заставляет за ним следить. Читатель сопереживает такому персонажу: испытывает с ним горечь поражений, радуется его победам. Интрига борьбы, когда неясно, чем закончится противостояние, приковывает внимание к перипетиям сюжета.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Он раскрывает персонажей. Роберт Макки, сценарист и теоретик писательского мастерства, в книге «История на миллион» (в оригинале просто Story) обосновал принцип антагонизма. Он формулируется так: степень привлекательности и убедительности героя определяется тем, насколько серьезны противостоящие ему силы. Масштаб борьбы определяет масштаб героя. Отметим, что это работает даже с конфликтом, который протекает без накала: драматизм «Трех сестер» А.П. Чехова определяют не действия героев, а их бездействие перед лицом глобальных противников — мещанства, обыденности, пошлости.
Он влияет на структуру и изложение сюжета. Персонажи, их цели и связанные с этим конфликты определяют сюжет. В случае с «Тремя сестрами», если мы знаем действующих лиц, мы можем предположить, что нас ждет мучительный нарратив о череде событий, на которые главные герои почти не влияют. Если мы знаем о Джеймсе Бонде, то, открывая Яна Флеминга, мы будем ждать повествование о схватках, погонях, перестрелках, а в конце, наверняка, борьбу с главным противником.
С развитием центрального конфликта оказываются связаны и главные сюжетные элементы.
  1. Экспозиция. Конфликт отсутствует.
  2. Завязка. Автор впервые демонстрирует противостояние.
  3. Развитие действия (перипетии). Накал растет, персонажи пытаются достичь своих целей.
  4. Кульминация. Напряжение в противостоянии достигает пика.
  5. Развязка. Конфликтная ситуация разрешается — или писатель показывает, что это противостояние принципиально не может завершиться.
В литературной мастерской «Как написать роман» одно из домашних заданий звучит так: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета.

Каким бывает конфликт: разбираем на примерах

По степени важности конфликт в литературном произведении бывает:
1
Центральным
Так, главная борьба во «Властелине колец» Дж.Р.Р. Толкина — противостояние положительных персонажей Саурону, а в центре «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского — внутренняя борьба Родиона Раскольникова.
2
Побочным
Во «Властелине колец» это противостояние персонажей с мелкими антагонистами: Саруманом, Шелоб и так далее. В «Преступлении и наказании», в первую очередь, это соперничество Раскольникова и следователя Порфирия Петровича. Но побочным конфликтом можно назвать даже напряженный разговор Раскольникова с матерью и сестрой.
По ограниченности во времени также выделяют два вида:
1
Локальный преходящий сюжет
Это конфликт, разрешаемый в рамках конкретного художественного произведения. На нем строится классический нарратив, структура которого во многом повторяет структуру еще народных сказок.
2
Устойчивое конфликтное положение
Оно остается неизменным после окончания произведения — как, в нашем примере выше, в пьесе «Три сестры». К слову, эта вторая разновидность в полной мере входит в литературу на рубеже XIX–XX веков благодаря течению «Новой драмы», связанном с именами А.П. Чехова, Генриха Ибсена, Бернарда Шоу и других.
И наконец — по характеру противоборствующих сторон выделяют внутренний, межличностный и внеличностный конфликт. Разберем каждый из них подробнее.

Внутренний

Внутренний конфликт в литературе — это борьба персонажа с самим собой, столкновение двух аспектов личности друг с другом.
Иногда эта борьба становится главной в произведении, как в «Преступлении и наказании» — но есть много и других примеров из русской классической литературы. Так, у И.С. Тургенева в «Отцах и детях» Евгений Базаров влюбляется, и внутри него начинают бороться циник и романтик. У И.А. Гончарова в «Обломове» главный герой также через любовь стремится изменить образ жизни и преодолеть лень — как мы знаем, безуспешно.
Из мировой классики можно упомянуть «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса. Благодаря путешествиям во времени у Эбенизера Скруджа просыпается совесть, которая вступает в противоречие с его эгоистичной и жадной натурой.
Особый драматизм произведению придает ситуация выбора, которая не имеет однозначного морального решения. Например, главный герой «Крестного отца» Марио Пьюзо, Майкл Корлеоне, мучится из-за криминальной жизни своей семьи, но вынужден встать на ее сторону и сам стать мафиозным доном.
Внутренняя борьба задает личностную динамику — а она важна даже в литературных текстах, построенных на борьбе с внешним врагом.
Фродо из «Властелина колец» разрывается между долгом и жаждой власти, которую раздувает в нем кольцо. Джон Сноу из «Игры Престолов» Джорджа Мартина мечется между клятвой, принесенной Ночному дозору, и любовью к семье. Пол Атрейдес из «Дюны» Фрэнка Герберта сомневается в том, что ему нужно принять свою судьбу — Квисатца Хадераха, избранного.

Межличностный

Такой конфликт в литературе разыгрывается между сторонами, которые персонифицированы — обычно это люди, хотя в фантастической и сказочной литературе они могут быть другими разумными существами.
Иногда расстановка сил прозрачна: есть явный протагонист и один явный антагонист. В «Полете над гнездом кукушки» Кена Кизи это Макмёрфи и сестра Рэтчед, в «Старикам тут не место» Кормака Маккарти — Ллевелин Мосс и Антон Чигур.
Но антагонист может быть скрыт из повествования: это показывает вся история классического детектива, где главный герой борется в первую очередь с загадкой, с распутыванием дела, чем с самим антагонистом.
Также протагонистов и противников может быть несколько — вся «Илиада», например, построена на сражении двух войск.
Кроме того, в ходе повествования расстановка сил может меняться или оказываться не такой однозначной. Джон Труби, сценарист и преподаватель сценарного мастерства, в «Анатомии истории» вводит также понятия «ложный союзник» и «мнимый противник». Первым можно считать, например, известного предателя Андрея из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя или Боромира из «Властелина колец». Вторым — Ганнибала Лектера в «Красном драконе» Томаса Харриса, который помогает следствию.
Что еще почитать по этой теме:

Внеличностный

Это противостояние человека с безличной силой.
Например, персонажу могут противостоять:
природа («Любовь к жизни» Джека Лондона, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя);
общество («Бойцовский клуб» Чака Паланика, «Выше стропила, плотники» Джерома Сэлинджера, все антиутопии);
технологии («Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика»).
Как можно заметить даже по приведенным примерам, иногда конфликт сложно классифицировать и отнести к сугубо межличностному или внеличностному. Тема противостояния современному обществу, например, часто выражается в борьбе с конкретными антагонистами — как сестра Милдред в «Пролетая над гнездом кукушки», которая воплотила в себе идею тоталитарного контроля. Обывательство, мещанство, против которого Чехов и Сэлинджер помещают своих героев, выражаются тоже в конкретных персонажах.
Иногда оказывается тонкой грань между внутренним и внеличностным противостоянием: так, герой в упомянутом рассказе Джека Лондона сражается не только с внешними обстоятельствами, но и собственной слабостью от голода, с желанием сдаться.

В основе любого конфликта — столкновение ценностей?

Противостояние внутри персонажа — это борьба не просто между двумя желаниями, частями его личности или социальными ролями. Это разные ценности, которые начинают противоречить друг другу.
То же с межличностным конфликтом. Дело не только в том, что Шерлок Холмс — детектив, а профессор Мориарти — преступник, и они должны противостоять друг другу. У них одинаково выдающийся интеллект, но разные ценности: у первого — справедливость и равенство перед законом, у второго — эгоистическое наслаждение богатством и жестокостью.
Герой, противостоящий обществу, выступает именно против его ценностей или в защиту своих, и преодолевая себя в борьбе с природой — утверждает собственные идеалы: воли, силы, любви к жизни.
Хотя нельзя сказать, что «внутри каждого конфликта есть противостояние ценностей» — бесспорный закон, который можно распространить на все произведения, этот подход имеет практическое значение.
Например, Джон Труби в «Анатомии истории» рекомендует вводить в сюжет четырех персонажей (или групп персонажей), противостоящих друг другу: например, протагонист, главный антагонист и два антагониста побочных. При этом Труби советует, чтобы ценности каждой из четырех сторон противоречили ценностям остальных.

Как сделать конфликт интересным

Вот несколько основных положений, которые стоит иметь в виду:
Нужно вызывать у читателя сопереживание
Для этого в борьбу должны вступать персонажи, которые интересны читателю, в основе столкновения лежать ценности, которые читатель может разделить или которым будет противостоять сам.
Важна принципиальность позиций
Борьба должна идти за цель, которую персонаж страстно желает достичь, а защищаемые ценности должны быть жизненно важны героям. Это залог того, что конфронтация может вызвать интерес читателей.
Основной конфликт должен развиваться сообразно структуре сюжета, напряжение — планомерно нарастать
В завязке противостояние обозначается, к кульминации — достигает своего пика, в развязке — разрешается. Снять это напряжение задолго до окончания произведения, например, будет нелогичным решением.
Центральное противостояние нужно дополнять побочными
При этом побочные могут также служить раскрытию основной темы произведения и поддерживать динамику развития главного противостояния.
Узнать больше о конфликте в литературе на живых примерах и научиться грамотно раскрывать его в произведении вы сможете на наших литературных мастерских.
Литературная мастерская.
Как написать роман
Курс о том, как написать свой первый в жизни роман. Пройти этот путь под руководством опытных наставников и редакторов, которые вели авторов в ведущих российских издательствах.
Онлайн-курс