BAND
Напишите нам
WhatsApp

Как написать рецензию: пошаговый план, советы, примеры

Рецензия
это короткий текст нон-фикшн, в котором автор оценивает произведение: например, фильм или книгу. Раньше это был жанр для печатных изданий, куда писали признанные критики. В нашу эпоху рецензии пишут все, и к жанру можно отнести даже развернутые комментарии зрителей на «Кинопоиске» и посты букблогеров.
Зачем это начинающему писателю или сценаристу? Во-первых — отточить свое писательское мастерство в написании короткой публицистической формы. Во-вторых — показать экспертность, продвинуть свое видение и привлечь внимание читателей к собственному творчеству.
В статье мы рассмотрим, как писать рецензию на произведение, все этапы от подготовки до публикации, приведем пример плана (структуры) текста и расскажем, чем вдохновляться и кого можно взять за образец, если хотите составить компанию профессиональным критикам.
Кирилл Щедрин
Автор блога Band
Автор статьи
В статье вы узнаете:
Поделиться

Какие бывают рецензии

По жанру. Есть рецензии на научные сочинения, а есть — на художественные произведения. В первом случае эксперты анализируют и дают объективную оценку дипломной работе, монографии, диссертации. Их мы касаться не будем.
По поджанру. Художественные произведения тоже бывают разными: это сериалы, кино, книги, музыкальные альбомы, спектакли. Классификация распространяется и на сами рецензии, поэтому говорят про театральную или кинорецензию как отдельные поджанры.
По объему. Тут все понятно: тексты бывают большими и маленькими. Но обычно объем составляет не более 4000 знаков — если размер больше, правильно говорить уже о критической статье.
По количеству рецензируемых произведений. Текст может быть посвящен одной работе (так чаще всего и бывает), но их пишут и на несколько — например, на ряд книг одного автора или даже разных, которые рецензент решил составить в единый обзор.
По рецензенту. По этому критерию выделяют потребительские и экспертные рецензии, они отличаются между собой по качеству оценки. В первом случае автор — потребитель, который оценивает произведение как полученный товар или услугу (вроде отзыва на купленный смартфон или на посещение барбершопа). Во втором случае автор — эксперт, который может продемонстрировать обстоятельный анализ.

В типологии по рецензенту часто выделяют еще третий тип — заказные отзывы. Но их тоже можно написать на уровне потребителя или эксперта.

В этой статье мы показываем, как составить рецензию экспертного типа.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Как писать рецензию: советы и пошаговый план

Автору важно с самого начала внимательно отнестись к исходному материалу, подготовиться к написанию текста и позаботиться о его структуре: потребуется уделить время, чтобы конечный результат получился интересным.

Шаг 1. Готовимся

Еще перед началом нужно понимать, где будет публиковаться текст. Если рецензент уже знает, куда и зачем он собирается писать, это определит:
  • 1
    Объем текста
    Есть ли на площадке ограничения по размеру? Instagram, например, не пропускает больше 2200 символов — нужно иметь в виду, что рецензию длиннее лимита придется или сокращать, или резать на куски и последние размещать в карусели или комментариях.
  • 2
    Тон, стиль, язык
    Какая аудитория прочитает текст? Как лучше общаться с ней — профессиональными терминами, попроще? Правильно будет оперировать фактами или показывать больше личного отношения? Если автор хочет быть услышан, ему стоит задуматься о читателях и их ожиданиях. Скажем, если автор привык писать смачно, эмоционально и с обсценной лексикой в личный блог — такое может быть уместно на личной странице, но рецензию вряд ли возьмут в толстый олдскульный литературный журнал.
Если же автор плохо знаком с площадкой (например, он хочет писать кинорецензии на Кинопоиск, но сам не постоянный его посетитель) площадку сначала нужно изучить: ее формальные правила, что там публикуется и какие рецензии наиболее популярны.
Просмотреть несколько десятков страниц будет хорошей практикой: так можно будет изучить, какие подходы уже используют авторы, какая там аудитория, что для нее правильно, что недопустимо.
Это не значит, что вы должны писать только так, как делают другие комментаторы. Скорее предварительный анализ площадки — это разведка, чтобы составить план местности, изучить неписаные правила, которые вы сможете осознанно соблюдать или нарушать.

Шаг 2. Изучаем произведение

Вдумчиво изучить то, чему будет посвящен текст, — это очевидное условие, но необходимое. Перед тем как написать рецензию на книгу, ее нужно прочитать полностью и внимательно, если на прочитанную давно — правильно будет ее перечитать. Фильм стоит посмотреть минимум дважды: один раз просто как зритель, второй раз — анализируя, подмечая детали, раньше упущенные.
Независимо от того, что вы собираетесь рецензировать, полезно взять блокнот и отмечать все мелочи, которые кажутся значимыми, все говорящие цитаты. Сюда же можно написать собственные мысли, которые возникают в процессе.
Важно не замыкаться на одном виде фактуры — скажем, только персонажах и диалогах или сюжете и языке. Постарайтесь охватить всё: в кино — цвет, свет, звук, игру актеров, ракурсы… в книге — структуру повествования, слова, которые выбирает автор… Все детали не войдут в рецензию, но важны для анализа.
Задавайте произведению и себе вопросы. Почему в кино использовали «дрожащую камеру»? Длинные планы? Почему герой романа постоянно курит? Как это влияет на восприятие зрителя или читателя?

Шаг 3. Собираем материал

Нет единственного верного ответа на вопрос, как правильно писать рецензии — основываясь в первую очередь на личных эмоциях или сухих фактах. Но знание предмета для хорошего рецензента обязательно, поэтому полезно будет изучить бэкграунд произведения. Значит — узнать о его создателе (или создателях) и обстоятельствах творческого процесса.
Это позволит посмотреть на объект системно, в более общем контексте. Например, можно оценивать «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика отдельно от книги Энтони Бёрджесса, но если рецензент их сравнит — это добавит его голосу веса, а рецензию сделает глубже.
Будет правильно изучить критику, опубликованную о произведении раньше. Если оно вышло давно, тем интереснее: узнайте, какие отзывы преобладали сначала и какие — сейчас.
Упомянутый «Заводной апельсин» ужаснул маститых критиков, когда вышел на экраны, в следующем году номинировался на «Оскар» (безуспешно), а теперь его считают классикой киноискусства. Можно составить краткий обзор разных отзывов, сравнить их между собой.

Это тоже динамика, тоже сюжет, который рецензент может проанализировать — сюжет не самого кинофильма, а его восприятия аудиторией.
Что еще почитать по этой теме:

Шаг 4. Продумываем структуру

Перед тем как начать писать рецензию на книгу или любое другое произведение, будет правильно составить план.
Здесь нет единственно верной и обязательной структуры. Главное — исходить из целей: что вы хотите сообщить читателям? И что они захотят узнать?
Однако существует типичная структура. Ее стоит использовать не как образец, а скорее как основу, которая в ходе написания может поменяться:
  • 1
    Общее описание
    Название произведения, имя создателя или имена основных создателей (в случае кино — режиссера, исполнителей главных ролей). Если речь о книге, можно упомянуть издательство и другие характеристики издания, для музыкального альбома — лейбл.
  • 2
    Пересказ содержания
    Здесь можно описать главную тему, без раскрытия определяющих сюжетных поворотов — некоторые читатели могут не простить спойлеров.
  • 3
    Личные впечатления и общая оценка
    Переход к центральной части плана — автор дает от себя общую характеристику.
  • 4
    Анализ
    Рецензент иллюстрирует конкретными примерами сказанное выше, анализирует произведение и аргументирует свою точку зрения.
  • 5
    Описание преимуществ и недостатков
    Даже если рецензия исключительно положительная или негативная, правильно будет взглянуть и под иным углом — добавить ложку дегтя или меда.
  • 6
    Выводы
    Можно подытожить рекомендациями: кого может заинтересовать это произведение и что о нем нужно знать.
Эта классическая структура кажется логичной, но недостаточно гибкой, временами даже устаревшей. Поэтому план можно модернизировать и составить новый на его основе.
Например, если вы размещаете рецензию на LiveLib, нет нужды повторять автора и название книги в теле текста. И даже в соцсетях этого можно избежать — просто разместив фотографию.
А что мешает рассказать о главных преимуществах и недостатках вместе с оценкой, а затем написать о них подробнее, с примерами и аргументами?
Можно даже начинать с личных впечатлений: если вы хотите со старта зарядить и заинтриговать читателей эмоциями или рассказать личную историю, которая связана с книгой или фильмом, — почему не поэкспериментировать?

Шаг 5. Пишем

Итак, время превратить черновики из блокнота, всю скопившиеся мысли и собранную фактуру в текст. Сначала можно — и это даже будет правильно — писать не редактируя, отступая от плана, как пишется.
Закончив, отложить — потом вернуться, посмотреть свежим взглядом и поправить неудачные места. Может быть, составить текст по новой структуре или добавить что-то упущенное из первоначального плана.
Чего не должно быть в готовой рецензии:
  • Фактических ошибок
    Все факты, упомянутые в тексте, нужно проверить.
  • Ошибок правописания
    Поверхностную проверку можно провести даже в обычном Word или онлайн-редакторе, существуют и специальные сервисы.
  • Предвзятости
    Так, не стоит смешивать личное отношение к автору с оценкой рецензируемого произведения, не стоит ссылаться на опыт чтения других его работ как аргумент в пользу того, что и нынешняя книга плоха.
  • Общих оценочных фраз без аргументов
    Оценка должна присутствовать, но ее тоже нужно аргументировать. Не просто «проработанные персонажи», а «персонажи детально проработаны, потому что каждый показан в своей внутренней противоречивости, например…»
Если вы посмотрели текст глазами редактора и просто стороннего читателя, которому интересно составить мнение о произведении, и остались довольны, все факты приведены правильно, ошибок нет — можно публиковать.
Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
- писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
- создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
- писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.

Где размещать рецензии

На своих страницах в соцсетях. Даже если на них подписаны только друзья, они могут заинтересоваться вашим мнением о произведении. Но если у вас в планах вести блог в Instagram, канал в Telegram или Яндекс.Дзен, где вы будете публиковать рецензии и обзоры — это перспективная идея.
На специальных площадках. Для кино это, в первую очередь, «Кинопоиск», «Афиша» и IMDb (для англоязычных пользователей). Можно пойти на форумы сценаристов, самый посещаемый в рунете — Сценарист.ру. Есть тематические сообщества в соцсетях, куда предлагают отправлять отзывы для публикации, например, «Достойные фильмы» во «ВКонтакте».
Главная площадка, куда можно написать о литературные произведения — LiveLib, но отзывы публикуют и в интернет-магазинах: в сервисе «ЛитРес», в «Лабиринте», «Буквоеде». Еще один вариант — литературные порталы: разделы с критикой есть у всех, от древней Прозы.ру до более современных Wattpad и Author.Today.
У того, чтобы размещаться в профессиональных комьюнити, есть еще преимущество — у коллег всегда можно чему-то научиться.

Чем вдохновиться: примеры хороших рецензий

Перед тем как писать рецензию на книгу или кино, стоит прочитать статьи о них у профессиональных критиков — понять, не упустили ли вы важные факты. Но у экспертов можно читать вообще всё — чтобы учиться мастерству и вдохновляться.
Профессиональные рецензии на книги, например, публикует сайт «Горький». Одна из самых популярных сегодня критиков — Галина Юзефович, и у нее можно прочитать и книги, и размещенные в интернете тексты. Другой известный автор — Дмитрий Быков, зачастую более резкий и пристрастный в суждениях. У него можно посмотреть серию лекций о литературе ХХ века и отдельную книгу — о советской литературе.
Если же говорить об известных кинокритиках, то рекомендуем публицистику Антона Долина — в том числе его книги. Печатный журнал «Искусство кино» также публикует профессиональные рецензии, и вы можете увидеть их на сайте.
Писать рецензии можно научиться, если учиться, практиковаться — и гореть тем, о чем пишешь.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.