BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp
Как зарабатывать с помощью текстов?
Екатерина Дзоря, коммерческий писатель и журналист, поделилась с нами своим опытом.
В английском языке есть очень емкий термин full time writer (в переводе – писатель на полный рабочий день). В России единого названия для пишущих людей нет. Я предпочитаю называть себя коммерческим писателем, кто-то представляется журналистом или копирайтером. Но всех нас объединяет одно – умение владеть текстом, желание работать с ним и зарабатывать.

Конечно, учитывая романтичный флер творческих профессий, не хочется думать о работе в офисе с утра и до вечера со скучными однообразными материалами. Намного приятнее - креативные проекты, репортажи с классных мероприятий и авторские статьи. Но где искать такие интересные заказы и как получать деньги за свои тексты?

Биржи фриланса
Часто отправной точкой в карьере многих копирайтеров становятся биржи контента. Я сама когда-то работала, принимая заказы через ContentMonster. Эта биржа до сих пор функционирует, как и одна из самых популярных бирж фриланса – FL.
В работе на подобных площадках есть несколько плюсов:

+ постоянный поток заказов;

+ гарантия оплаты, которую обеспечивает сама биржа;

+ отсутствие необходимости в большом внешнем портфолио – достаточно даже нескольких успешно выполненных заданий в рамках портала.

Впрочем, для меня в какой-то момент минусы стали значительно перевешивать:

- низкая оплата труда (в среднем цены остались на уровне 60-100 рублей за тысячу знаков, минимальная оплата труда и вовсе – 30 рублей за аналогичный объем текста);

- комиссия биржи, которая не учитывает налоги (порядка 20 процентов);

- скучные однообразные задания, иногда абсурдные технические требования, вроде использования косноязычных ключевых слов;

- невозможность обмениваться контактами и общаться с заказчиками вне биржи.

Оказалось, что биржа отнимает значительно больше времени, чем работа с заказчиком напрямую – каждая новая правка означает «возврат» заказа в системе, созвониться и обсудить тему нельзя, вводных зачастую не хватает.

СМИ и информационные порталы
Один из подходящих вариантов для писателей – сотрудничество со СМИ и информационными порталами. Всегда можно написать в любимое издание и предложить свои услуги. Часто журналам в меньшей степени интересен творческий бэкграунд и гораздо важнее актуальность и свежесть предложенной потенциальным автором темы. Поэтому, если вы можете придумать 5-10 цепляющих заголовков и приложить к письму пару удачных примеров статей, как минимум тестовое задание вам точно пришлют.

У многих порталов в открытом доступе опубликованы требования к текстам и условия оплаты. Такая информация есть, например, у "Т-Ж" ("Тинькофф-журнал) – перечисление интересных тем, гонорар за одну опубликованную статью (10 000 рублей) и полезные рекомендации для авторов.

Подобной политики открытости придерживается и TexTerra – агентство интернет-маркетинга. Средний авторский гонорар за материал составляет от 3 000 до 12 000 рублей и более, при этом объем текста не важен – только его значимость и польза для читателей.

Такую информацию о возможностях сотрудничества размещают все чаще, так что прежде чем писать на все доступные почты, можно сначала поискать и изучить нужный раздел «Авторам».

Свой блог
Идеальный вариант для любого фрилансера – это развитие личного бренда. Вы можете вести свой блог на любой удобной вам и актуальной в настоящее время платформе, рассказывая об особенностях работы, собственном творчестве, тенденциях в мире литературы и многих других вещах, которые вас окружают.
Формат блога может быть любой:

· лайфстайл-блог, в котором вы будете делиться особенностями жизни свободного писателя;

· профессиональный блог, призванный информировать об особенностях работы начинающих профессионалов и просто заинтересованных читателей;

· тематический блог, в котором вы будете писать на любую близкую вам тему, демонстрируя таким образом уровень владения текстами.

Журналист Илья Варламов, например, на заре своей карьеры особенную популярность обрез в «Живом журнале», делясь в блоге новостями, репортажами и другими журналистскими материалами. Его блог – отличный пример тематической странички.

Писательница Екатерина Майорова ведет в инстаграме личный блог, в котором делится и историями о работе, и личными воспоминаниями, и будничными зарисовками. При этом именно через этот блог она генерируют бОльшую часть заказов на написание книг. О написании заказных книг Екатерина говорит не слишком много, особенно не описывая эту услугу и не продвигая ее, но даже при условии отсутствия примеров работ и высокой стоимости услуги – от 300 000 рублей за проект – потенциальные клиенты подписываются на ее блог и заключают договоры.

Хороший пример профессионального блога – это инстаграм-страничка копирайтера Анны Шуст, которая в первую очередь специализируется на преподавании и взращивании новых авторов.

Эти и многие другие писатели – подтверждение того, что личный бренд в творческой сфере работает на «ура!» Чем больше будет ваша популярность – тем чаще и лучше будут приходить заказы.

Холодная база
Начинающим копирайтерам часто рекомендуют писать «всем подряд» и предлагать свои услуги. Часто эта стратегия становится провальной. Например, если вы пишите какому-то бренду в инстаграме и предлагаете написать для него посты, как высока будет вероятность ответа?

Конечно, если у вас хорошее портфолио и свежие идеи – вероятность может быть достаточно высокой. Но, скорее всего, ваше сообщение может даже не дойти до руководства, так как первым его прочитает человек уже пишущий для этого бренда и не желающий терять свое место.

Похожая ситуация может случиться и в случае с частными лицами – вы, конечно, можете предложить известной персоне написать о ней статью, но нужна ли эта статья? Может, подобными материалами уже занимается пиарщик, или эти работы отданы на реализацию в агентство.

Каждое предложение, которое вы оформляете, должно быть индивидуальным – с учетом специфики работ получателя, со списком тем, над которыми вы могли бы начать работу. Такие сообщения не пишутся за пять минут – они требуют подготовки и аналитики, а те в свою очередь отнимают время, не гарантируя при этом никакого результата.

Книжные издательства
Большинство издателей открыто для авторов, пишущих на русском языке, и постоянно ищет интересные рукописи. И такие гиганты, как АСТ, «Эксмо», «Альпина» или МИФ, и менее известные издательства, вроде Popcorn Books, на своих страницах описывают, какие произведения им могут быть интересны, и заранее публикуют список требования к новым авторам.

И, разумеется, публикация книги – это настоящее достижение для писателя! Но далеко не всегда первый, второй или даже десятый тираж приносит хорошие деньги. И уж писать на «заданную» тему только для того, чтобы заработать на издании книги, точно не нужно – скорее всего для осуществления этой мечты понадобится много времени.

Для новичков книжного рынка обычно не предусмотрен авторский гонорар, издательства чаще заключают договоры, предлагая авторам роялти. Сумма роялти редко когда превышает 10-15 процентов от цены оптовой цены книги. Поэтому при самых простых подсчетах за книгу, выпущенную тиражом в 3000 экземляров и стоящую 300 рублей автор вряд ли получится больше 100 000 рублей за весь срок ее продажи.

Премии и конкурсы
Если в вашем портфолио есть сильные работы, вполне можно попробовать заявить их на премии, где предусмотрена возможность свободного выдвижения произведений. И хотя существует стереотип о том, что на все серьезные награды может номинировать только книжное издательство или СМИ, существует достаточное количество достойных премий, принимающих работы и от самих авторов.

Молодые писатели, например, могут претендовать на премию «Лицей». Главные ее требования – возраст соискателей от 15 до 35 лет и объем рукописи от 4 до 12 авторских листов. За победу можно получить больше одного миллиона, за второе и третье места – 700 и 500 тысяч соответственно.

Для журналистов также существуют перспективные премии, например, «Редколлегия», присуждаемая каждый месяц за социально значимые тексты. Ежемесячно может быть несколько лауреатов, каждый из которых получает 2000 долларов.
Конечно, премии – это не волшебное решение всех проблем, а, скорее, «лотерея», но и ее можно рассматривать в становлении писательской карьеры.

Удачи вам!
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.