BAND
Подпишитесь на рассылку Band
Делимся писательскими приемами, рассказываем о литературе, зовем на бесплатные лекции, даем скидки. Подписывайтесь и становитесь автором вместе с Бэнд!
Close
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Как правильно писать диалоги: руководство и примеры

Задача автора – создать сильный, цепляющий диалог, который раскроет героя и добавит развитие в сюжет. Как написать такой диалог? Советы, ошибки и примеры в статье.
Писатели и сценаристы совершенствуют навыки написания диалогов, чтобы их персонажи звучали правдоподобно и убедительно. Как создавать сильные диалоги? Как заставить читателя «слушать» ваших персонажей? Как писать диалоги для романа, рассказа, сценария?
Помните этот фрагмент из фильма «1+1»?
— Вы любите живопись?
— Да, очень. Люблю Рафаэля.
— А мне больше нравятся другие черепашки-ниндзя.
Всего три строчки, а смысла и закадрового подтекста много, диалог дополняет характеры персонажей. Будем учиться писать так же.

Какие функции выполняет хороший диалог?

Диалог раскрывает личность героя

Раскрыть героя и добавить персонажу изюминку можно именно через его манеру вести диалоги. Речь героя – одна из важных характеристик, которая продумывается ещё на этапе создания анкеты персонажа.
Рассказать о персонаже в диалоге можно через слова-паразиты, которыми он грешит, речевые дефекты, профессиональный или социальный сленг.
Например, диалог Фандорина и Пожарского из «Статского советника»:
— Ну что Питер? Чахотка, да начальство. А здесь - сердце России, её печень, кишки. Мы эти кишочки промоем, пищевареньице наладим.
— Я едва ли гожусь на роль к-клистерной трубки.
— Эраст Петрович, ну к лицу ли вам чистоплюйство? Ведь мы кто? Мы охранители порядка, мы хуже любой клистерной трубки, мы хуже последнего золотаря. Вы знаете, кто мы?
— Я надеюсь, охранители добра от зла.
Фандорин заикается, это его особенность, у заикания есть история, рассказанная в первой книге «Азазель». Пожарский имеет склонность к использованию уменьшительно-ласкательной формы слов. На контрасте с тем, ЧТО он говорит, звучит жутко и запоминается. Оба используют слова из лексики 18-19 века: золотарь, охранитель, клистирная трубка, что окунает в атмосферу описываемого времени.

Диалог дополняет сюжет

Раскрытие сюжетной линии можно проводить через диалоги. Герой рассказал о прошедшем или предстоящем событии – раскрытие бэкграунда без слов автора. Герой унижает/признаётся в любви/обманывает кого-то – прямо в диалоге происходит сюжетное действие.
Одна из глав «Алхимика» Коэльо заканчивается диалогом:
— Это и есть оазис, – сказал Погонщик.
— Так почему же мы не идем туда?
— Потому что нам надо поспать.
Надо ли объяснять дальнейшие действия словами автора? Нет. Глава закончилась. Следующая глава начинается с нового дня.

Диалог содержит подтекст

Опытные писатели не просто пересказывают бытовые диалоги, они заключают в них второй смысл, игру слов, битву между героями.
— Я хочу быть великим путешественником, как Магеллан.
— Ты опоздал. Уже все открыто.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Это диалог для сценария фильма «Шоу Трумана». Сцена, где Труман разговаривает с «матерью». Фраза матери не просто констатация факта. Это попытка подавить тягу героя к новому, закрыть ему путь за пределы искусственного мира. Но только зритель это понимает отчётливо, а герой нет.

Частые ошибки в написании диалогов

Чтобы научиться правильно писать диалоги, надо знать как НЕ правильно. Разберём частые ошибки:
Отсутствие смысла (формальный диалог ради диалога)
Если без диалога можно обойтись (он не несёт важного для сюжета смысла), то лучше его убрать.
Вот так НЕ надо:
— Привет, как дела?
— Нормально, ты как?
— Тоже ничего. Как брат?
— Хорошо.
Можно просто сообщить, что герои поздоровались. Когда надо показать, что герои общаются долго, то лучше передать это через слова автора:
Они говорили и говорили, и не могли наговориться: о доме, о матери, о новой корове, о соседях. Леше хотелось рассказать всё пережитое в эти два года.
Избыточность (много лишнего)
Иногда авторы вкладывают в уста слишком много лишней информации, пытаясь через диалог объяснить какие-то явления. Это лишает диалог реалистичности.
Так НЕ надо:
— Я на днях читал Коэльо. Это бразильский прозаик и поэт, который у нас прославился после книги «Алхимик».
— Интересно, и?
— И вот его книга «Вероника решает умереть» поразила меня.
Немного странно слышать википедную выдержку из уст героя. Так не говорят. Диалог пластмассовый. Если необходимо раскрыть понятие или исторический/технический факт, сделайте сноску. Или же обыграйте диалогом, но логично:
— Я на днях читал Коэльо…
— Кто это?
— Писатель. Бразилец, кажется. Он этого … «Алхимика» написал, не слышал?
Уже говорили выше, что речь героя характеризует его личность. Если же все герои говорят одним языком, нет никаких стилистических, лингвистических особенностей, то личности не раскрыты, а герои однообразны.
Что еще почитать по этой теме:
Однообразность (все герои говорят одним языком)
Повтор известной информации
Когда в книге или сценарии подробно описано/показано действие, то не надо его пересказывать в диалогах, даже если один из героев не в курсе событий и его надо оповестить. Диалог может быть, но максимально короткий, только лишь, чтобы показать отношение или эмоцию героя о новости.
Андрей рассказал все без утайки. Анна же слушала, хмурилась и иногда лишь коротко замечала:
— Ужас.
— Быть не может.
— Поверить не могу.
Пересказ чужой речи
Старайтесь избегать пересказа чужой речи в диалогах. Если же это необходимо, то используйте косвенную речь.
Так НЕ надо:
— Встретил Катю на рынке, она меня спросила «Как Алиса?», а я сказал: «Как обычно, занята семьей и детьми. Счастлива».

Вот так можно:
— Встретил Катю на рынке, о тебе спрашивала. Сказал ей, что все хорошо, что ты в семье и детях счастлива.
Несоответствие ситуации или образу говорящего
Опять говорим о соответствии образа персонажа и его речи. Благородный рыцарь не балакает по фени, а деревенский простачок не цитирует Ницше.
На курсе «Как писать прозу» разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

5 принципов хорошего диалога для сценария или книги

Ошибки мы разобрали, из них можно сделать вывод о том, как и что учитывать при написании диалога:
Оживляйте речь героя, соотнося её с прописанным образом, ситуацией и историей героя. Создавая героев, списывайте их речь и манеру говорить с реальных людей. С друзей, родственников, случайных незнакомцев в кафе. Речь должна быть живой и характерной. У каждого героя свои речевые особенности.
Разбавляйте диалоги речью автора. Длинные диалоги утомляют. Добавляйте действия между репликами.
Вкладывайте в речь героя подтекст. Возможно, читатель не сразу его уловит, но в процессе изложения или в финале всё встанет на свои места. Если герой знает «секрет», то намёки на него должны быть в диалогах. Этот приём описан в нашей статье про чеховское ружьё. Так называемое предзнаменование, намёк на будущие события.
Чтобы логично выдать технические и энциклопедические справки, используйте героя непрофессионала. Задавайте вопросы от его имени.
Используйте различные выразительные глаголы для оформления диалогов. Нельзя раз за разом повторять «сказал». Есть множество других глаголов: воскликнул, выдохнул, произнёс, всхлипнул, прошептал, выкрикнул и т.д.

Как тренировать навык написания диалогов

Насмотренность
Читайте хорошие книги с сильными диалогами (Твен, Булгаков, Акунин), смотрите культовые фильмы, слушайте и фиксируйте речь друзей, знакомых и случайных прохожих.
Тренировка
Прямо сейчас в комментариях или в блокноте придумайте диалог с подтекстом. Ситуация банальная: муж знает об измене жены, она не знает, что он знает. Он злится и хочет вывести её на чистую воду. Как построить их диалог?
Писательские курсы
У нас есть курсы и по сценарному мастерству и писательские. И там, и там много практики и обратной связи от редакторов. Поработаете и над диалогами, и над художественными приёмами, и над сюжетом.
Посмотреть расписание курсов
P.S. О том, как оформлять диалоги (правила пунктуации) мы писали в своём аккаунте инстаграм, присоединяйтесь, там много полезного.
Как писать прозу. Искусство истории
Мастерская для тех, кто любит превращать мысли в текст и литературные произведения.
Научим работать с главными инструментами писателя: сюжет, герои, диалог.
Онлайн-курс