BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Чеховское ружье: базовый принцип в написании сценариев

Что значит принцип чеховского ружья и как правильно его использовать? Разбираем один из основополагающих принципов разработки сценариев.
Поделиться
Анастасия
Старовойтова
Автор Band
Автор статьи
В материале мы расскажем:
Принцип чеховского ружья помогает отсекать лишнее, создавать логичный сюжет, избавляться от ненужных деталей. Понимание принципа обязательно сценаристам и желательно всем писателям.

Что значит чеховское ружье?

Ружьё Чехова – принцип драматургии, согласно которому все элементы в истории должны внедряться в неё осознанно и служить на благо сюжету, а лишние детали – удаляться.

Принцип побуждает авторов не давать ложных обещаний в своем повествовании, не использовать предметы/монологи/диалоги, которые в конечном итоге ни на что не влияют. Если автор делает какие-то детали заметными, то они должны быть интегрированы в траекторию сюжета, развитие персонажа и настроение произведения.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
Из писем классика
Чехов неоднократно повторял суть принципа в своей переписке с другими писателями и драматургами.
Цитата ниже представляет собой отзыв Антона Павловича на чужое произведение:
«Добрейший Александр Семёнович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем – этак лучше.»

Проблематика ружья Чехова

Данный принцип часто принимают за предзнаменования и другие литературные приёмы. Но на самом деле, это нечто большее.
Ружья Чехова могут объединять в себе ряд сюжетных ходов, такие как отвлекающие манёвры или предостерегающие знаки. Но они также существуют сами по себе.
Помните: мы говорим о принципе. Теории эффективного писательства. Всё остальное – способы его реализации.

Влияние на мировую литературу


Влияние принципа на литературу и драматургию приобрело такие масштабы, что само ружьё обзавелось рядом вариаций: оружейная Чехова (несколько выстрелов в произведении), пропавший человек Чехова (исчезнувший персонаж является антагонистом или появляется в кульминации) и даже вулкан Чехова (если в сюжете есть вулкан, он непременно проснётся)!
Что это значит для начинающих авторов?
Понимать суть этого драматургического принципа необходимо, чтобы:
  • Не нагружать текст деталями, которые не имеют сюжетного значения
  • Не обманывать ожидания читателей
  • Научиться внедрять в историю только то, что действительно важно
Привычка «стрелять по-чеховски» сделает вас лучшим автором!

Как стрелять правильно?

Разберем действие чеховского принципа на примерах мировых бестселлеров и классики.
1
Помните, что ружьё Чехова призывает нас сохранять в тексте те детали, которые впоследствии будут использованы.
В фильме «Достать ножи» в самом начале показана бутафорская коллекция кинжалов. На ней делают акцент и после благополучно забывают. А в финале, в кульминационном моменте, главный злодей кидается на героиню, схватив один из этих ножей. Спасение пришло именно из неудачно выбранного оружия: кинжал – бутафорский, лезвие в нем не настоящее и прячется в рукоятку при нажатии. И замечательно, что о коллекции было сказано в начале. Накал страстей это не снижает, но хорошо объясняет «внезапную» удачу. А вот если спасение героев из безвыходной ситуации происходит действительно неожиданно (нет и намека на такой исход), то этот прием называется роялем в кустах.
Что еще почитать по этой теме:
2
Активно пользуйтесь предзнаменованиями. Они делают сюжет острее и радуют читателей.
В «Птицах» Дафна дю Морье неоднократно указывает на странное поведение птиц ещё до того, как они начнут нападать на людей. Этот же приём потом применит Хичкок в экранизации романа.
3
Закидывайте в сюжет «копчёную сельдь» как отвлекающий манёвр, но используйте её, чтобы раскрыть или главного героя, или его антагониста.
В «Никогде» Нил Гейман обманывает нас, заставляя думать, что злодеями книги являются убийцы, которые идут по следу Ричарда и Двери. А они всего лишь марионетки в руках падшего ангела Ислингтона. Он специально прибегает к услугам наёмников, потому что не любит пачкать руки.
4
Профессия, навыки, таланты героя – все это может (и должно) где-нибудь выстрелить. Иначе это просто фоновая информация.
В книге Стивена Кинга и одноименном фильме «Побег из Шоушенка» главный герой Энди Дюфрейн – бухгалтер по профессии. Об этом несколько раз упоминается в самом начале, хотя на завязку сюжета его профессия никак не влияет. Он мог бы быть кем угодно в той ситуации. Зато позже этот факт оборачивается поворотным моментом в сюжете. Дюфрейн начинает давать консультации охранникам, а после становится личным бухгалтером начальника тюрьмы в его махинациях.
5
Используйте чувства и личный опыт персонажей.
Алексей Толстой в «Упыре» использует таких героев, как Рыбаренко и Даша, чтобы вызвать чувство тревоги как у протагониста, Руневского, так и у читателей.
И еще совет о том как развешивать ружья. Когда планируете роман, рассказ, сценарий. Вы же планируете? Делаете сюжетную схему? Так вот, когда вы планируете очередную поворотную точку или кульминацию, вы уже знаете, что произойдет в этом месте с героем, поэтому подумайте заранее и подкиньте в начало сюжета то самое ружье, которое сработает в точке. Читатели будут вам благодарны.
Но! Действуйте с головой и без фанатизма. Принцип Чехова прекрасен, но это не значит, что каждый предмет и каждая деталь должны стать ружьями. Для развития сюжетного поворота и передачи атмосферы вы можете поместить героя в лес, например, описывая в красках природу и окружение. Но вовсе необязательно, чтобы каждое дерево или белка в нем когда-нибудь «выстрелили».
Напиши свой первый сценарий в связке с профессиональным редактором на курсе «Профессия сценарист. Основы драматургии. Короткий метр».

Готовы к первому выстрелу?

Лучший способ потренироваться в чеховской стрельбе это написать сценарий. Вот уж где действительно нет места лишнему.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.