BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Как можно начать писать историю: приемы, примеры

Психологи утверждают, что у человека есть семь секунд, чтобы произвести на окружающих первое впечатление. А у рассказа — пара строк, чтобы заинтересовать читателя. В сегодняшней статье поговорим о том, как и с чего начать историю, попробуем разобраться, существует ли универсальный рецепт хорошего начала и какие способы помогут захватить читательское внимание.

Начинаем писать рассказ

Каждая история должна с чего-то начинаться. Вступление имеет значение, потому что это первое, что люди прочитают. И если начало не выполнит свою функцию, они не будут читать дальше. Даже если вы написали блестящее художественное произведение – уделите особое внимание началу, чтобы остальная часть работы получила шанс заслужить читательское признание.

Итак, как начать рассказ? Простой совет: не обязательно начинать с самого начала. Вы можете начать повествование в любой момент, будь то середина или даже финал. Единственное, что имеет значение, — это то, чтобы вступление зацепило читателя и пробудило желание читать дальше. Придется потратить время на то, чтобы попробовать разные способы начала истории, прежде чем найдутся те самые заветные первые строки.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Разбираем историю на компоненты

Работа над историей начинается с этапа подготовки. Конечный результат зависит от того, насколько продуманной окажется структура рассказа. Писатель как ювелир: берет разрозненные фрагменты и нанизывает, словно драгоценные бусины, на прочную нить сюжета. Чтобы продумать структуру рассказа, не изобретайте велосипед. Любая история состоит из вступления, основной части и заключения. Или завязки, кульминации и развязки. Подробнее почитать об элементах сюжета можно в другой нашей статье. А здесь мы писали о том, как создать композицию произведения.
Прежде, чем говорить о способах впечатлить читателей удачным началом, остановимся на составляющих, которые нужны каждому рассказу:
  • 1
    Настроение или эмоция
    Они могут скрываться в самом жанре рассказа, будь то комедия, хоррор или романтика, в главной идее – супружеская измена, убийство по неосторожности, жизненные уроки, потеря или обретение чего-то или кого-то значимого.
  • 2
    Понятный язык
    Выверенный писательский слог, который быстро и без излишеств определяет концепцию рассказа.
  • 3
    Небольшой набор персонажей
    Не стоит перегружать малый формат большим количеством действующих лиц. Читатель не успеет их запомнить, а тем более проникнуться к ним нужными чувствами. При худшем варианте развития событий попросту запутается и забросит чтение.
  • 4
    Сильная точка зрения
    С самого начала четко решите, что хотите сказать. Спросите себя: что вы хотите, чтобы люди чувствовали или думали, читая вашу историю? Убедитесь, что повествование четко отражает эту мысль.
На курсе «Как писать прозу» разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Придумываем персонажей

Если действие сосредоточено вокруг героя, начните рассказ с него. Пусть читатель узнает об этом персонаже нечто такое, что заставит его захотеть узнавать дальше. Чтобы рассказ напоминал реальную жизнь, он должен изображать развитие персонажа с убедительной линией. Кроме того, персонаж должен быть наделен правдоподобными чертами характера, которые развиваются по мере его роста или движения сюжета. Представляйте главного героя как живого человека, знакомьте с ним читателей. Какие черты, характерные особенности, жизненные обстоятельства способны пробудить интерес?
Не давайте полное описание главного героя в самом начале. Делайте это постепенно, предлагайте читателю новые и новые детали пазла, который сложится лишь в самом конце. Если повествование ведется от первого лица, покажите нечто интригующее глазами рассказчика, наделите его голосом и позвольте голосу заговорить.
Что еще почитать по этой теме:

5 способов захватить читателя в плен

Существуют разные способы как придумать начало рассказа, которые могут привлечь аудиторию с первой строки и удерживать до конца. Остановимся на пяти из них:
1. Волнующее вступление. Начните историю с того, что увлечет читателя с первого предложения, например, сцены действия или неожиданного события. Провокационный инцидент — момент, когда главный герой оказывается втянутым в центральный конфликт. Рассказ можно начать с выигрышной сцены, которая подскажет читателям, как история будет развиваться дальше.
«Тем, кто я есть, я стал зимой 1975 года, в морозный пасмурный день. Эта минута навсегда врезалась мне в память: пригнувшись, я хоронюсь за саманной стеной у замерзшего ручья и украдкой наблюдаю за тем, что совершается в переулке. Все это происходило давно, но не верьте расхожим присказкам, что, мол, «было и быльем поросло». Прошлое впивается в тебя словно когтями, не оторвешь. Оглядываясь сейчас назад, я четко понимаю: вот уже двадцать шесть лет кряду я тайком наблюдаю за тем, что творится в переулке. И нет этому конца.»

Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»
2. Знакомство с главным героем. Начать с представления главного героя — эффектный способ эмоционального вовлечения аудитории, особенно если персонаж написан от первого лица. Попробуйте наделить главного героя уникальным голосом или причудой, которые сделают его интересным и интригующим. Когда читатели переживают за персонажа, они хотят знать, что с ними произойдет, и будут продолжать читать. Создайте у читателей такое чувство.
«Меня зовут Кэти Ш. Мне тридцать один, и я вот уже одиннадцать с лишним лет как помогаю донорам. Долго, конечно, но мне было сказано, чтобы я проработала еще восемь месяцев – до конца года. Получится почти двенадцать лет. Теперь я понимаю, что меня, может быть, совсем не потому держат столько времени, что считают мои успехи фантастическими. Бывали отличные помощники, которым приходилось поставить точку всего через два-три года.»

Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»
3. Диалог. Мощная линия диалога персонажей в качестве первого предложения может быстро продемонстрировать, кем они являются и какова их точка зрения. Читатели захотят продолжить чтение, чтобы узнать, кто произносит эту первую строчку и почему, каковы обстоятельства повествования. В нашем блоге есть статья, которая подскажет, как написать диалог.
«– Том!
Ответа нет.
– Том!
Ответа нет.
– Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты?
Ответа нет.

Тетя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка; это были парадные очки, ее гордость, приобретенные для красоты, а не для пользы, и что-нибудь разглядеть сквозь них ей было так же трудно, как сквозь пару печных заслонок. На минуту она растерялась, потом сказала – не очень громко, но так, что мебель в комнате могла ее слышать:

– Ну погоди, дай только до тебя добраться…

Не договорив, она нагнулась и стала тыкать щеткой под кровать, переводя дыхание после каждого тычка. Она не извлекла оттуда ничего, кроме кошки.

– Что за ребенок, в жизни такого не видывала!

Подойдя к открытой настежь двери, она остановилась на пороге и обвела взглядом свой огород – грядки помидоров, заросшие дурманом. Тома не было и здесь. Тогда, возвысив голос, чтобы ее было слышно как можно дальше, она крикнула:

– То-о-ом, где ты?

За ее спиной послышался легкий шорох, и она оглянулась – как раз вовремя, чтобы ухватить за помочи мальчишку, пока он не прошмыгнул в дверь.

– Ну, так и есть! Я и позабыла про чулан. Ты что там делал?
– Ничего.
– Ничего? Посмотри, в чем у тебя руки. И рот тоже. Это что такое?
– Не знаю, тетя.»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
4. Воспоминания. Воссоздание воспоминаний персонажа через рассказчика или с помощью описания — способ показать (а не рассказать) предысторию об обитателях вашего мира. Прогулка по воспоминаниям может показать, как персонаж относится к конкретному человеку, месту или событию, задать траекторию персонажей, показывая их историю. Показ воспоминаний глазами персонажа создает эмоциональную привязанность, вызывает сочувствие и создает связь с читателем.
«Стояло какое-то безумное, удушливое лето, то самое лето, когда на электрическом стуле казнили чету Розенбергов, и я не вполне понимала, что делаю в Нью-Йорке. Я странно отношусь к казням. Меня тошнит от одной мысли об электроэкзекуции, а все газеты только об этом и писали: крупные заголовки, словно выпученные глаза, таращились на меня на каждом углу и у каждого входа в метро, затхло вонявшего орехами. Это не имело ко мне никакого отношения, однако меня навязчиво преследовала мысль о том, что значит быть сожженным заживо.

Мне казалось, что это, наверное, худшее, что может произойти в этом мире.»

Сильвия Плат «Под стеклянным колпаком»
5. Таинственное начало. Подкиньте загадку аудитории на первой странице, чтобы заинтриговать и заставить томиться в ожидании, пока тайна не будет раскрыта. Таинственным началом может стать тревожащий персонажей вопрос, неразрешимая проблема, неоднозначное событие, которое возбудит читательское любопытство.
«Никто не поверил бы в последние годы девятнадцатого столетия, что за всем происходящим на Земле зорко и внимательно следят существа более развитые, чем человек, хотя такие же смертные, как и он; что в то время, как люди занимались своими делами, их исследовали и изучали, может быть, так же тщательно, как человек в микроскоп изучает эфемерных тварей, кишащих и размножающихся в капле воды.»

Герберт Уэллс «Война миров»
Начало рассказа важно. Главное помнить: универсального метода не существует, для каждой истории он свой. Возможно, пока читали статью, вы уже решили, каким будет ваше начало. А если нет, то мы надеемся, что наши советы вам пригодятся. Удачи!
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.