BAND
Напишите нам
WhatsApp

Как описать внешность персонажа

Создание яркого героя, способного влюбить в себя или вызвать ненависть – признак великого мастерства писателя. Можно выдумать интереснейший сюжет, овладеть тонкостями литературного стиля и языка, но провалить персонажа, сделать его блеклым, невнятным. К яркому же герою читатель проявляет сочувствие, уважение, любопытство, страх, отвращение. Оцените слово мастера:
Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Хотите так же умело «рисовать» образы словом? Давайте разбираться, как все-таки описать внешность персонажа.

Описание внешности: что входит в это понятие и в чем его значимость

Лицо, фигура, походка, одежда, манеры – вот что являет человек миру.
Что учитываем при проработке портрета героя:
  • Эпоха, страна, мир героя
    Место и время описываемых событий влияет и на внешность героя. Если вы пишете о Европе 16 века, то не поленитесь изучить картины того времени – как одевались, какие прически носили.
  • Бэкграунд героя
    Прошлая жизнь персонажа может отразиться на его внешности. Шрамы, заикание, странные привычки? Эти детали добавляют изюминку в портрет персонажа, но их надо объяснить хотя бы раз – откуда они взялись.
  • Происхождение
    Как в том анекдоте - мамапапа есть? Есть. Придумывая героя, придумайте и его родителей (даже если в книге они не фигурируют), к какой нации они принадлежат, какие особенности они передали своему потомку. Вспомним, как описывает М. Шолохов Григория Мелехова: От бабки, которая была пленной турчанкой, он унаследовал смуглость, горбатый нос, немного косые глаза и буйный нрав.
  • Арка героя
    Герой развивается, меняется в процессе движения сюжета? Возможно меняется и внешность. Покажите это. Помните мага Гэндальфа в книге Дж. Толкиена? После превращения из серого мага в белого, он преображается. Волшебника с трудом узнают в Средиземье, когда он появляется после инициации.
  • Сюжет или идея книги
    Иногда внешность персонажа обуславливается самой идеей книги. Т.е. внешность может стать одним из механизмов движения сюжета. Если бы в «Оно» С. Кинга зло не носило личину клоуна Пеннивайза, как оно могло бы втереться жертвам в доверие?

Как описать внешность персонажа в книге: 5 базовых принципов

Запоминаемость и броскость

Автор должен представлять себе героя предельно чётко, но подробное описание всех черт внешности не требуется. Для портрета героя вредны как переизбыток деталей, так и их неопределенность. Если герой значимый, то добавьте ему яркую особенность, деталь, которая запомнится, будет ассоциироваться с вашим героем так же как курительная трубка с Шерлоком Холмсом, или очки с Гарри Поттером.

Фокус внимания – на протагониста, остальным дарим сочные детали

Второстепенные герои не нуждаются в детальном описании, но парочку «фишек» подкинуть им можно, чтобы читатель их узнавал. Ярчайшими второстепенными героями являются кот Бегемот и его приятель Коровьев (тот, который клетчатый) из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Разделяйте второстепенных героев внешне, не клонируйте их, если того не требует сюжет

Если в тексте будет две блондинки, которые борются за принца, то читатель будет их путать.

Второстепенный персонаж должен оттенять протагониста, а не загораживать его

Помните, как мы сочувствовали Скарлет, когда любовь Эшли досталась невзрачной и скромной «серой мышке» Мелани. Но могла ли Маргарет Митчелл подарить облик Мелани главной героине?

Проходные персонажи или персонажи-функции можно оставлять без описания

Если по сюжету ваш герой контактирует с большим количеством людей (продавщица в магазине, бабки у подъезда, сосед, коллега и т.д.), но эти люди не являются значимыми, они просто функции (что-то передали, сообщили, масло пролили), то не обязательно уделять их внешности много внимания, достаточно мимолетной фразы: «Сухонькая женщина с бидоном и сумкой в руках…» – узнали? Это та самая Аннушка из «Мастера и Маргариты».
В литературной мастерской «Как написать роман» одно из домашних заданий звучит так: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета.

Приемы в описании внешнего вида героев

Какими методами можно описать внешность персонажа? Статика и динамика.
Статическое описание предполагает достаточно подробное перечисление характеристик внешнего облика героя при его первом появлении на страницах.
Динамическое описание – метод, при котором черты внешности появляются в тексте постепенно, например, через диалог или действия персонажа.
Какие приемы описания внешности наиболее часто используются?
«Авторская речь». Любимый многими прием, который дает читателю авторскую точку зрения на персонажа, и ее читатель воспринимает как самую объективную.
«Внутренний монолог» — это мысли персонажа о самом себе.
«Отражение». Герой смотрит в зеркало, в воду, в окно, в витрину, в глаза собеседника. Увы, данный прием неоднократно использовался в художественных текстах и воспринимается как шаблонный.
«Картина или фотография». Удачным примером служит сцена из «Собаки Баскервилей», когда Холмс узнает черты Стэплтона на портрете предка сэра Генри.
«Призма взгляда другого персонажа». Пересказ субъективного восприятия одного персонажа другим. На него влияют отношения между героями, свойства рассказчика. Что красиво для одного – уродливо для другого.

«Воспоминания». Такое описание тоже окрашено субъективизмом рассказчика и может быть недостоверным.
Что еще почитать по этой теме:
«Сравнение». В романе «Новь» И.С. Тургенева описаны два народовольца. Оба они неряшливы, худы, бедно одеты, курят папиросы. Мы сразу понимаем, что они живут в сходных условиях и заняты общим делом.

Основные ошибки начинающего автора при составлении портрета героя + советы как их избежать

  • 1
    Ввод в текст героя вместе с его подробным описанием в самом начале произведения свойственен романам конца девятнадцатого века.
  • 2
    Не допускайте, чтобы читатель узнавал о чертах вашего персонажа после экспозиции, ведь он уже успел нарисовать себе определенный образ персонажа и может испытать разочарование.
  • 3
    В малых литературных формах многословность не приветствуется, но для повести или романа допустимо подробное изложение черт.
  • 4
    Информации о герое должно быть ровно столько, чтобы заинтересовать читателя. Уместно указать на яркую черту (шрам, хромоту). Добавляя детали по ходу текста, не разрушайте уже созданный образ.
  • 5
    Избегайте штампов в образах. Бездонные голубые глаза, непокорные вихры, волевой подбородок скорее оттолкнут читателя, чем привлекут. Правильно используйте синонимы, упрощайте предложения.
  • 6
    Не забывайте, что большинство людей мыслят стереотипно. Например, блондины ассоциируются у широкой читательской аудитории как спокойные и рассудительные сангвиники. Это может сделать книгу банальной, но если вы наделите этот типаж бурным темпераментом, то интерес к нему возрастет. Также мощный внутренний дисбаланс персонажа пойдет на пользу сюжету.
  • 7
    Чтобы внешность героя, его характер и бэкграунд коррелировали между собой, ведите Анкету Персонажа, шаблон анкеты здесь.
Создавайте живых героев вместе с нами, приходите на курсы литературного мастерства за новыми знаниями, вдохновением и практическими заданиями.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.