BAND
Напишите нам
WhatsApp

Как вести блог писателю, чтобы поддерживать интерес аудитории

Один из способов быть ближе к читателям — вести блог: выкладывать отрывки будущих текстов, получать обратную связь, общаться. Но, как начать вести свой блог с нуля, — вопрос, волнующий большинство начинающих писателей. Особенно, когда на каждой площадке высокая конкуренция: инфлюенсеры, креаторы, бренды борются за внимание аудитории. Кажется, без миллионных бюджетов не обойтись. В этом материале разбираемся, как вести личный блог на разных платформах и продвигать без миллионов на рекламу. Разберем Telegram, ВКонтакте, YouTube и Дзен.

Зачем писателю вести блог

Подписчики следят за блогами как за сериалами. Благодаря авторским статьям, писатель получает эмоциональную связь с читателями. Всегда интересно узнать, кто стоит по ту сторону книги.

Фидбек от читателей в процессе написания книги или на предыдущие работы автора — еще один плюс. Если необходима фокус-группа, набрать ее среди подписчиков проще и быстрее.

Канал — возможность развивать личный бренд и получать дополнительный PR в преддверии выхода книги и после того, как произведение опубликуют на электронных площадках и в бумаге.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Какую интернет-площадку выбрать

Как и где вести блоги — вопрос, которым задаются все, кто только начинает работу над созданием такого ресурса. Разберем каждую из площадок: кто из писателей уже активно пишет в сети и какие способы продвижения там работают.

Telegram

Оксана Васякина приоткрывает завесу писательской кухни: рассказывает о том, как продвигается работа. Например, что в начале 2023 года «Рана» начнет выходить на иностранных языках.
Один из форматов постов на канале Веры Богдановой — рецензии читателей. Это могут быть репосты текстов как известных литературных критиков, так и частные мнения.
Канал Екатерины Манойло радует выбором книг: здесь практически нет произведений, о которых говорят везде и которые активно продвигают издательства.
Что делать в Telegram
1. Взаимопиар
Объединяйте усилия со схожими каналами: по тематике, по количеству подписчиков. Рассказывайте про каналы друг друга — можно в качестве отдельной рубрики.
Пример взаимопиара, который я делала совместно с каналом «Хельга пишет».
Итог: +15 активных подписчиков в мой канал «Училка лит-ры»
2. Комментинг схожих каналов по теме
Не вымученные ответы под копирку, похожие на спам, а именно ваши мысли по поводу сказанного. Комментируйте от лица канала: переключиться можно кликнув на аватарку слева внизу.
Пример моего комментария в канале, посвященному писательскому мастерству.
Итог: добавились около 5 подписчиков
3. Пробовать все форматы
Telegram позволяет записывать «видео-кружки», аудио-сообщения, иллюстрировать посты, проводить опросы и викторины с правильным ответом — подумайте, что бы вы могли включить.
Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст, писать для социальных сетей и блогов, поможет из скромного блога вырастить профессиональное медиа.

ВКонтакте

Ковен Дур записывают подкасты, ведут курсы литературного мастерства, делятся новостями о том, что происходит у каждой из них в плане творческой жизни.
Мария Покусаева делится ссылками на новые главы ее произведений, артами, рецензиями на понравившиеся книги, пишет эксклюзивные материалы для донаторов.
Что делать во ВКонтакте
1. Создавать комьюнити
ВКонтакте — в первую очередь, соцсеть для общения, куда заходят, чтобы быть в курсе, как дела у друзей. Пишите посты, которые дают простор для дискуссий.
2. Проводить розыгрыши
Привычный для этой площадки формат. Важно не делать слишком сложных правил участия и не проводить розыгрыши чаще раза в 1-2 месяца. Но смотрите, в первую очередь, на реакцию и отзывы.
3. Предлагать посты крупным пабликам
Подбирайте группы со схожими тематиками: книги, литературное мастерство, развлекательные медиа. Предложите написать текст, который опубликуют с указанием ссылки на вашу группу.

YouTube

Дмитрий Быков выбрал формат интервью, достаточно популярный на YouTube. Его гости — музыканты, кинокритики, писатели, публичные личности.
Юля Волкодав освещает книжные покупки, рассказывает о прочитанном — адаптирует форматы, которые популярны у книжных блогеров.
Что делать на YouTube
1. Работать над названиями видео
Избегать кликбейтных заголовков, которые обманывают ожидания зрителей. Но при этом делайте их чуть провокационнее. Важно научиться держать такой баланс.
2. Участвовать в тегах
Теги запускаются книжными блогерами. Формат: список вопросов, на которые нужно ответить на видео. Похоже на школьные анкеты, но поможет читателям узнать вас поближе.
3. Адаптировать популярные форматы
Видео с книжными покупками нравятся аудитории буктьюба. Но это не означает, что снимать придется только их: адаптируйте форматы и ищите свой ракурс.

Яндекс.Дзен

Павел Пластинин публикует рассказы, посты о музыке, кино и телевидении. Еще один тип контента — дневниковые заметки, объединенные рубрикой #мыслинабегу.
Птица вещая ведет канал про смысл писательства. Как редактор делится советами, которые помогают авторам в вопросах саморедактуры.
Что делать в Яндекс.Дзене
1. Объединяйте материалы в подборки
Рубрикатор поможет вам самим не уходить от выбранных тем. Читателям удобнее находить те материалы, которые им интересны в первую очередь.
Лента с подборками в Дзен Павла Пластинина
2. Снимайте короткие видео
Ролики до 10 минут активно смотрят в Яндекс.Дзен. Можно выбрать одну объемную тему и разделить ее на серию коротких видео.
Пример видео на канале Анны Гутиевой
3. В конце каждого поста рассказывайте о канале
Если пользователь листает ленту и ваш пост ему попался случайно, есть риск, что до подписки на профиль он не дойдет. Объясните, зачем человеку подписаться на вас.

5 советов писателю, как сделать блог живым

Универсальных советов, как правильно вести блог, не существует. Все зависит от выбранной платформы, фокуса и аудитории. Но без знания этих базовых правил площадка совершенно точно не будет развиваться.

1. Ведите блог регулярно

Совет кажется банальным, но без регулярного постинга все остальные инструменты и рекомендации, которые вы будете применять, не сработают. Когда потенциальный читатель видит, что посты выходят слишком редко, — потеряет интерес.
Для кого-то «регулярно» — каждый день, для кого-то — раз в 4-5 дней. Бывает, что посты не пишутся: возьмите паузу и предупредите читателей. Пропадать без объяснения причин на несколько месяцев — потерять аудиторию.

2. Разнообразьте контент

Следуйте правилу: 40% текстов на основную тему, 30% — развлекательные посты, 30% — личные. Аудитория подписывается не на новостной канал, а на то, под какой оптикой смотрит на происходящее конкретный человек.
Границы личных постов определяет сам автор. Прямые эфиры с ответами на вопросы, фотоотчет, как прошли выходные, посты-рефлексия на волнующие темы о событиях, происходящих в мире. Это честный разговор с читателем, который хочет ближе узнать любимого писателя.
Что еще почитать по этой теме:

3. Ориентируйтесь на отклик аудитории

В вопросах количества публикаций, времени публикации, типа контента основывайтесь не на том, как делают коллеги по цеху, а на статистику. Во всех соцсетях она есть в каком-либо виде внутри платформы. На YouTube — самые просматриваемые моменты, в Telegram — реакции.
Тестируйте, чтобы прийти к оптимальному решению. Например, неделю публикуйте посты утром: смотрите, сколько человек отписалось, насколько повысились охваты, как много реакций (комментариев, оценок, репостов) получил материал.

4. Выберите позиционирование блога

Если ведете литературный блог для писателей, где делитесь конкретными приемами литературного мастерства, — это экспертный блог. Если хотите общаться с читателями, то, скорее всего, подойдет околокнижная тема, где часть времени вы будете рассказывать о себе.
Обязательно подумайте над тем, можно ли сузить тематику, которую вы подчеркнете в описании. Не забывайте про искренность: писать на популярные темы, если они вам не близки, — путь к выгоранию и отсутствию идей для новых постов.

5. Выделяйте небольшие рекламные бюджеты

Речь не идет о бюджетах, равных суммам, которые тратят на маркетинг компании. Вкладывайте столько, сколько кажется посильным. Если это 1000 рублей в месяц, — значит 1000. Например, столько часто стоит место в подборках каналов в Telegram.
Анализируйте каждую рекламу с точки зрения количества подписавшихся пользователей. Для этого ведите таблицу:
Блог для писателя — еще одна возможность общаться с аудиторией. Но помните, читатели следят за публикуемым контентом как за сериалом.
Выбирайте те темы, которые будут раскрывать вас с разных сторон, и не забывайте делиться личными постами, чтобы подписчики могли узнать лучше любимого автора.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.