BAND
Close
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Как сформировать индивидуальный авторский стиль

Читатель, открывая произведение Владимира Набокова, сразу узнает, чьему перу книга принадлежит. Так, как пишет Набоков, не пишет никто: у него яркий авторский стиль.
Если автор понимает, что у него проблемы со стилем, значит роман стоит на зыбкой конструкции и вот-вот упадет. Скорее всего, такой текст читатель закроет с фразой: «Слишком банально, сухо, уже где-то видел». Недостаточно просто создать динамичный сюжет. Как достичь узнаваемого индивидуального стиля и сделать контент глубже, рассказываем в этом материале.

Что такое авторский стиль

Индивидуальный авторский стиль писателя или поэта — душа книги. Яркое отличие от других авторов или нейросетей, которые уже используют зарубежные новостные издания.
Те же нейросети легко обучаемы. Часто пишут тексты лучше, чем среднестатистические авторы. Их, при желании, можно обучить писать и в авторском стиле.
Вспомним сборник «Пытаясь проснуться» Павла Пепперштейна, где часть рассказов написана самим Пепперштейном, а другая часть — генеративной нейросетью ruGPT-3. Достаточно сложно разобраться, кто что написал.

Авторский стиль нужен здесь и сейчас. Многие думают, что это как со штукатуркой, сначала построю дом, а потом буду над стилем думать. Невозможно написать текст, а потом заняться стилем.

В обычной жизни даже для самого банального высказывания — рассказать о погоде — человек выбирает определенную форму высказывания. Даже во фразе «Дождь идет» будет содержаться подтекст.

В этом материале поговорим про приемы, которые помогут выработать индивидуально авторский стиль.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Примеры авторского стиля известных писателей

И среди классиков, и среди современников немало талантливых авторов с ярко выраженным авторским стилем. Их книги можно читать как учебник по литературному мастерству.
Луи Фердинанд Селин
Отрывок из романа «Путешествие на край ночи»:
«Вся эта публика, начиненная жратвой и сплетнями, с утра до вечера отрыгивала, дремала, горланила и, видимо, ничуть не сожалела о Европе».
Желчное описание публики. Не саркастичная, а именно едкая проза. Говорят, Селин называл свой рабочий стол верстаком: писал невероятно много, а затем работал над текстами, чтобы сделать их филигранными.
Евгения Некрасова
Отрывок из романа-сериала «Кожа»:
«Без матери, среди чужих людей Хоуп ощущала себя голой, без кожи. Часто мерзла, особенно по ночам. Чувств и ощущений Хозяева от нее не ждали».
Рубленые предложения. Кажущаяся отстраненность от персонажей: только факты. Некрасова часто удивляет и формой, и стилем. Работает с фольклорными мотивами. Ее прозу называют экспериментальной.
Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
- писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
- создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
- писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.

Как сформировать индивидуальный литературный стиль — 5 практических советов

1. Читайте книги разных жанров

Особенности индивидуального стиля автора формируются всю жизнь. Читая других авторов, писатель невольно запоминает какие-то обороты, формулировки, — это все позже переосмысляется и оказывается в собственном тексте.
Литературу нужно читать как писатель. Анализировать те приемы, которые использует автор, смотреть, насколько они ложатся в ваш текст. Что-то заимствовать и перерабатывать, от чего-то отказываться.

2. Развивайте литературный вкус

Не оценивайте сюжет — это оставьте себе-читателю. Задача при чтении — смотреть, как строятся предложения, какие метафоры запомнились и почему.

Развивайте чувство ритма. Это поможет держать темп повествования, не уходить в витиеватые рассуждения. Вам станет проще сокращать написанное, резать ненужные куски.
Что еще почитать по этой теме:

3. Не рассказывайте — показывайте

Избегайте общих слов в процессе написания. «Красивые люди», «вкусная еда» и прочие подобные абстракции мешают думать и чувствовать текст самому автору и читателю. Более того, ничего не прибавляют к описанию.
Переводите из абстрактных вещей в конкретные. Дайте читателю увидеть движение, рассмотреть создаваемый образ, рассказывает на открытом занятии Band: «Работа над стилем» писатель Степан Гаврилов.
Пример:
«Мужчина был крупный, немного лысоватый. Он говорил и махал бумажным свёртком».
У Михаила Елизарова в «Библиотекаре»:
«Мужчина был крупный, мясисто-молочный, с бегущей в атаку лысиной. Он ещё воинственно жестикулировал длинным бумажным свёртком».
Создается индивидуальное неповторимое звучание текста. Первые два предложения можно увидеть у совершенно любого автора. Елизаров дает предельно ощутимый образ. Добавилось комичности, неоднозначности, иронии.

4. Используйте прием «чайка»

Иногда в маленькой сцене нужно преодолеть большое временное расстояние. Если просто описать картинку, то произойдет длинное перечисление подробностей.
Прием «чайка» придумали американские телевизионщики, которые снимали разного рода сериалы. Допустим им нужно было заменить чем-то резкий переход от сцены, когда герои встретились в кафе, до момента, когда их руки соприкасаются: происходит это не в один миг.
Тогда вставлялся абстрактный кадр, не имеющий никакого отношения к тому, что видит зритель. «Чайка» — это короткая «перебивка», позволяющая смонтировать два или более действия.
Такой пример приводит писатель и преподаватель курса «Как писать прозу» Степан Гаврилов.
Отрывок из романа Александра Пелевина «Покров-17»:
«Мы выехали на пыльную деревенскую дорогу. Солнце поднялось из-за горизонта и потеряло ярко-багровый блеск, вдали зажелтели прожилками тучи. Начинался день. В небе низко висели тяжелые облака, и казалось, еще немного и прольет дождь. Мы проехали через деревню — на улице по-прежнему ни одного человека, но, наверное, все спали — и вырулили на развилке направо, в сторону широкой дороги».
Надо дать понять, что они были в этой деревне. Описать деревенскую дорогу, то, что видели, — человек не почувствует время. Деталь, на которую заставили переключить взгляд.

5. Делайте текст личным

Автор всегда создает и описывает некую вселенную, которая работает по собственным законам. Задача — удивить читателя. Часто видим сухие описания. И, если это не является приемом, стоит от безэмоциональности избавляться.
Проращивайте текст из себя, из своих ощущений, переживаний. Не стоит прятать эмоции: вкладывайте эти чувства в персонажей. Например, на вышеупомянутого Селина равнялся Буковский, который тоже не отказывает себе в эмоциях.
Следуйте нашим советам и развивайте свой неповторимый стиль, который будет отличать вас от тысяч других авторов. На курсе «Как писать нон-фикшн» эксперты и редакторы готовы помочь вам отточить авторский стиль.
Как писать нон-фикшн
Курс-муза, на котором вы овладеете основами писательского мастерства, найдете свой стиль и научитесь писать посты, статьи и истории в любом виде и формате.
Онлайн-мастерская