Редакторская мания величия – жуткая штука, доложу вам. Некоторые коллеги мнят себя соавторами, вмешиваются в стиль, кромсают сюжет, переписывают, по сути, произведение в ключе «а я бы так написал». Стоп, коллега, это не ты написал. Автору всегда виднее. Любая стилистическая ошибка может оказаться приемом, любой странный сюжетный ход -- осознанным, наконец, редактор может попросту не понять текст или считать только буквальный, верхний, слой. Редактор – не соавтор. Повторю, редактор исправляет ошибки и указывает на, по его мнению, сомнительные моменты стиля, сюжета и огрехи композиции. Дальше снова работает автор.
Самоутверждение за счет автора тоже вещь неприятная. Текст ведь дело личное, интимное, и высмеивать фразы, поступки героев, «пороть на конюшне» автора – яркий признак непрофессионализма. Если вы чувствуете со стороны редактора эдакий заход свысока, «мне виднее», если редактор к диалогу не способен, и мнения есть два, его и неправильное, меняйте редактора.
Хороший редактор, во-первых, относится к тексту бережно, во-вторых, как психотерапевт, держит дистанцию. Он может отметить, что описание бала на десять страниц – перебор-с. Но ни в коем случае не должен вычеркивать описание бала, не согласовав с автором и не обосновав точку зрения. Хороший редактор обсуждает правки с автором. Хороший редактор чувствует ритм текста, и не станет «склеивать» короткие предложения, но укажет: вроде бы, здесь перебор с парцелляцией. Хороший редактор обратит ваше внимание на слова-паразиты, повторы смысловые и словесные, речевые характеристики персонажей, но не будет переписывать за вас. Вы – автор, текст – ваш.