BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp
Виктория Привалова: «Мне хочется слышать и слушать других людей»
Виктория Привалова — режиссер кино, театра, мультипликатор. Ее спектакль «Мам, привет» был номинирован на «Золотую маску», а мультфильм «Как Гоголь "Нос" написал» побывал на кинофестивалях в Греции, Грузии, Болгарии, Италии, Бразилии и Испании.

О вдохновении, творчестве и работе Вика рассказала специально для Band.

Про первые творческие проекты
Для меня творчество — это поиск. Это пространство для ошибок. Это возможность услышать свой собственный голос.

Мой первый творческий проект случился, наверное, в детском саду. У меня было очень смешное выступление, когда заболел мальчик, с которым мы репетировали танец, и мне пришлось танцевать с вымышленным партнером. Думаю, это отличная иллюстрация борьбы с неожиданными трудностями.

Потом — курсовые работы во ВГИКе, где на просмотрах собираются все курсы и оценивают твою работу, даже если она сделана абсолютно непрофессионально (а это и происходит на первом-втором курсе). А первой действительно премьерной вещью стал мультфильм «Как Гоголь "Нос" написал» — моя курсовая работа. Там же случился и мой дипломный фильм «Be a Man. 8 бит мужества».

Параллельно с дипломным фильмом я, кстати, показывала эскиз в театре имени Ленсовета на [творческой] лаборатории Юрия Бутусова «Тихую революцию», основанную на дневниках [Александры] Коллонтай. В этом году я буду делать новый спектакль об этой героине, премьера планируется в октябре.
Про вдохновение
Меня вдохновляют люди, их опыт, истории. Очень много идей приносят походы в галереи, путешествия и новые знакомства. Еще один источник идей — мое особое внимание, когда я начинаю думать про что-то по-особенному, обращать на что-то внимание. Например, «Мам, привет» — спектакль созданный на основе историй людей об отношениях с мамами, но это очень понятная тема, всем и каждому. Но обратив на эту тему внимание, было создано пространство, в котором можно отрефлексировать свои отношения с мамой.
Идеи — они везде, все мы наполнены идеями. Главное просто слушать и слышать тех, кто рядом.
Моя команда тоже состоит из тех людей, с которыми мне приятно общаться и вне работы, тех, кого я считаю талантливыми. Конечно, команда может меняться от фильма к фильму, от спектакля к спектаклю. Каждый новый проект — новая команда, но это всегда люди, которые меня вдохновляют. Очень важно, чтобы в общении присутствовала эта энергия взаимонаполнения.

А вот идеальной творческой атмосферы для меня нет. И хотя я часто думаю о том, как налью себе чай и сяду спокойно поработать, но максимальная эффективность настигает меня и в не самых комфортных условиях. Сейчас, например, для меня важно мое домашнее пространство — я знаю, что оно мне принадлежит, где что лежит, и мне комфортно. Но когда я работаю, я всегда «в себе», я понимаю и слышу, что у меня внутри происходит — и это намного важнее внешних обстоятельств.. Чтобы творить, придумывать и о чем-то размышлять, мне нужна только я,нужное ощущение и иногда другие люди.
Что касается книг, то их тоже много. Не одна книга мне дает какую-то идею или понимание чего-то, а большое количество разных книг. Сейчас я читаю «Тело помнит все», до этого была биография Марии Абрамович и «История перформанса». Уже пару раз перечитывала «Капитализм в огне. Как сделать эффективную экономическую систему человечной» Ребекки Хендерсон.

Последнее время очень много читаю про пчел — все исследования и эссе, потому что планирую перформанс на это тему, а также «Дневник Коллонтай» по которому тоже готовлю спектакль.

Но моя главная настольная книга — «Теория перформанса» Ричарда Шехнера.

The Performance Group, Mother Courage and Her Children. Photo: Clem Fiore.
Про критику и кризисы
Я переживаю критику по-разному, универсального решения нет. Это зависит от моего состояния и того, способна ли я в этом состоянии что-то услышать. Во многом восприятие критики зависит от того, кто и как ее говорит. Ведь критика может давать пищу для размышления, она может быть полезной и «питательной», направить взгляд на слепую зону — когда ты чего-то не замечаешь, а, оказывается, это есть.

В целом для меня всегда важно только мнение конкретных людей, это всего два-три человека в жизни. Важно, поддерживают ли они меня, говорят ли хорошие слова, работает ли на них то, что я создаю. Вот мама, например, считает, что я молодец, но она не особенно понимает, что именно я делаю… Пресса тоже важна, но как инструмент, позволяющий заявлять о существовании того или иного спектакля, фильма, события.
С кризисами, как и с критикой, я тоже справляюсь по-разному, в зависимости от того, какие они.
Последнее время мои кризисы связаны с ментальным экзистенциальным состоянием, когда бывает супергрустно. Но я уже знаю себя, меня волнами в настроении не удивить. Поэтому я останавливаюсь, замедляюсь, думаю, в чем может быть дело, пытаюсь подойти к вопросу осознанно и много рефлексирую о том, что же можно сделать.

Про деньги
Я зарабатываю своим творчеством. И я намеренно отказываюсь от проектов, которые не хочу делать, и понимаю, что не заставлю себя. Если говорить про съемки, то у меня есть стабильный минимальный гонорар, ниже которого я не могу себе позволить выйти на смену. Сейчас в моей жизни такой этап, когда я могу выбирать. Он может закончиться в любую секунду, но я все равно предпочитаю придумывать и развивать идею самостоятельно и потом ее материализовывать. У меня бывают интересные коммерческие предложения — я работаю над концепциями и коммуникационными стратегиями. Формирую смыслы.

Спектакль «Мам, привет» изначально был сделан на мои средства, а сейчас на него продаются билеты, и я на этом что-то зарабатываю.

Больше всего я делаю авторского и того, что мне нравится, и это поддерживается.! Спасибо всем, кто ходит на спектакли и спасибо тем коммерческим предложениям от брендов, которые поддерживают мои идеи.
Спектакль «Мам, привет»
Про цели и планы
Почему я делаю то, что делаю? Потому что люблю, потому что так чувствую. Это достаточно сентиментальные ответы, но есть только такие. Я делаю то, что делаю, потому что у меня есть что сказать, мне хочется слышать и слушать других людей, и создавать для них пространства, где их могут услышать. Это то, чем я пытаюсь заниматься.

Я не знаю, где я буду через десять лет, и даже не хочу это знать — не верю в такие «предсказания». Я знаю только, что буду делать то, что люблю, потому что стремлюсь к этому. А остального — не знаю. И другие не знают. Да и не нужно это в общем-то. Мне очень хорошо сейчас, мой горизонт планирования — 2022 год, когда у меня будет ещё одна премьера нового спектакля, и этого знания достаточно.
Как заняться творчеством
Удача, трудолюбие и талант одинаково важны. Трудолюбие нужно для того, чтобы отточить инструмент, понять, в чем ремесло. Слушайте только себя, только свое сердце. Пытайтесь услышать свой внутренний голос! Это самое сложное, но это самое важное. Мне так кажется.

Люди будут говорить что угодно, проецируя свои ожидания. Я не призываю к великому одиночеству, но я призываю к особому вниманию к своему внутреннему голосу.

Автор текста: Екатерина Дзоря
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.