Делимся писательскими приемами, рассказываем о литературе, зовем на бесплатные лекции, даем скидки. Подписывайтесь и становитесь автором вместе с Бэнд!
Те, кто только хотел бы начать писать, часто встречают внутреннее сопротивление, извечное и непобедимое «Тварь я дрожащая, или...»
Подвох в том, что просто сказать себе «расслабься и начни» — не работает, как не работают и прочие советы в духе «к чёрту всё, берись и делай».
На курсе мы не будем практиковать самадхи, повторять аффирмации и хлопать друг другу в ладоши. Мы научимся ставить себе конкретные задачи, которые активизируют вашу память, ваше воображение и вашу любознательность. Попробуем классические и неочевидные техники преодоления «писательского блока».
На курсе мы сформулируем для себя понимание «плохого» и «хорошего» в тексте, позволим себе писать некрасиво, научимся читать и слушать как писатели, попробуем найти символическое значение заурядных вещей, дадим себе право красть чужую речь, и, наконец, решимся на создание чего-то большего.
Для кого
Курс подойдёт тем, кто работает с художественной и нехудожественной прозой.
Для тех, кто хочет начать вести блог, писать рассказы, очерки и эссе.
Для всех, кто видит в создании текстов путь самовыражения.
Что будем делать
В процессе курса мы будем выполнять задания, которые будут активизировать ваш внутренний опыт. Эти эскизы и очерки могут стать хорошими наработками для вашего дальнейшего творчества и экспериментов. После курса вы получаете 7 текстов. Многие, кто прошел курс, действительно побороли неуверенность и стали писать.
Программа курса
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ: И, НАЧАЛИ!.. ИЛИ НЕТ?
Поговорим о задаче курса: я попробую описать вам процесс письма так, как вижу его я и множество моих живущих и умерших писателей. Мы мало будем касаться техники и терминов. За эти несколько встреч я постараюсь показать вам, что писательство может быть увлекательным исследованием себя и мира. Скорее, способ мышления, чем ремесло/призвание/статус.
А зачем вообще писать? Сначала я попробую вас отговорить.
Поиск своей уникальной темы. Это вообще возможно?
Скука, лень, апатия — это конец?
Выбор жанра: драма, трагедия, комедия. Выбор способа рассказывания: первое, второе, третье лицо. А что, если поменять?
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ: РЕАЛЬНОЕ И НЕРЕАЛЬНОЕ
Тренируемся в иносказательности. Что такое литература, как не странное, ирреальное преломление реальных жизненных фактов?
Что первично — вымысел или правда? А что важнее?
Иррациональный образ, сплавленный с фактами жизни — это и есть литература.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ: ПИСАТЬ НЕКРАСИВО
Откуда взялся миф о том, что надо писать красиво?
Пишите свободно. Пишите плохо.
Лужина раздражают шахматные фигуры, а писателя должен раздражать язык.
Толстой пишет коряво. Достоевский пишет коряво. Платонов сделал корявость особенностью.
Слова не идеальны, и это факт.
Стратегия берсерка. Стратегия дао. Сопротивляться или плыть по течению?
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: НОНСЕНС — ИСТОЧНИК СМЫСЛА
Убедительность рождается из меткости, точности письма.
Точность письма — это умение видеть то, чего другие не видели. Это зачаровывает читателя. “Ухты, это действительно так!”
Самый простой способ это сделать — найти в чём-то хорошем что-то плохое. Или наоборот. В зубной боли есть приятность. В сладостном чувстве есть боль.
Найдите изъян (у Толстого Наташа некрасивая).
ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ: ИНДУКТИВНОСТЬ, ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ
Вещи даны нам простыми и понятными. Даже непонятное мы понимаем через понятное.
Задача художника — попробовать пересмотреть порядок восприятия. Рассказать нам, как мы видим.
Поэтому важнейшее ваше оружие — индуктивность. Раздробите реальность на мелкие самостоятельные кусочки и сшивайте ее заново.
Научитесь разделять и разъединять.
Не давайте читателю то, что он знает. Вспомните притчу о слоне и слепых — дайте читателю потрогать множество граней реальности, прежде чем он поймёт, с чем имеет дело.
Монтаж. Учимся показывать не сразу, а по частям.
Не ходите туда, где просто. Первое пришедшее на ум — это плохо.
ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ: СЛУШАЯ
Научитесь слушать/читать непосредственно, максимально отбросив культурный багаж.
Найдите неочевидный источник вдохновения: своеобразие речи случайного знакомого, косноязычность речи политика, выразительность и бесстыдство рекламного текста.
Подражая чужому тексту и передразнивая. Пробуем дразнить.
То, что обычно воспринимается в негативном ключе, тоже должно вас интересовать. Брехня, ложь, пошлость, неискренность — как устроена эта речь?
Обращайте внимание на то, что лежит вне области языка. Специфическая музыкальность или неблагозвучность речи, артикуляция, темп.
ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ: ДРАМАТУРГИЯ
Теории драматургии: их многообразие и полезность.
Почему нельзя сначала выучить правила, а потом пойти в бой?
Почему драматическое напряжение должно быть даже в коротком эпизоде/сцене.
ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ: ДИСЦИПЛИНА
Писать может быть непросто, особенно в современном мире, где столько отвлекающих факторов. Как с этим быть?
Разные подходы к дисциплине писателя. Разные схемы.
Разные способы сделать писательство более приятным для себя.
РАЗБОР ТЕКСТОВ С АВТОРОМ КУРСА СТЕПАНОМ ГАВРИЛОВЫМ
Автор курса
Степан Гаврилов
Номинант премии «Национальный бестселлер» в 2020 году, шортлистер премии ФИКШН35 в 2021 году. Печатался в журналах «Знамя» (роман «Опыты бесприютного неба», 2019 г.) и «Дружба народов» (повесть «Рожденный проворным», 2020 г.). Дебютный роман «Опыты бесприютного неба» вышел в издательстве ЭКСМО. Повесть «Рожденный проворным» вышла в ИД «Городец». Редактировал сборники рассказов писателя Андрея Доронина и перевод романа французского писателя Тьерри Мариньяка.
Писатель
Отзывы о курсе
Спасибо за курс! Я пришла на него с намерением писать для детей, но получается как-то для взрослых. Спасибо, также, участникам, ваши комментарии не менее полезны и увлекательны, наделала скринов с советами и замечаниями 💚
Ирина Дубовицкая
Огромная благодарность за курс! Он пробудил когда-то уснувшие желания писать разное, пробовать собирать буквы и слова в текст. Открыла 3 файла и написала синопсисы для идей... Поставила цели и задачи, определила дедлайны и инструменты) В общем, всё как в стартапах — даже питчинг и IPO)) — публикация. Только максимум творчества можно реализовать... Волюнтаризм и позволения...чистой воды🤪😂🥰 Спасибо за эти открытия — для голоса нужен текст — с этой мыслью вошла на курс и с ней же укреплённой вышла....
Victoria Visioner
Спасибо Степану и школе Band, за такой интересный и волнующий опыт! За живую подачу материала! Лекции, задания были исключительно полезны и доходчивы. Особенно запомнился Колобок! Творческого вдохновения и успехов вам, Степану, Школе и всем участникам!
Tania Kouniguel
Огромное спасибо за марафон и такие прекрасные задания ❤️ Действительно помогло расписаться, аж не остановить 😃
Татьяна Кабанова
Спасибо большое за этот курс!) Он действительно помог мне расписаться и поверить в себя! 🥰