Top.Mail.Ru
BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Елена Помазан: «Мне хотелось создать такое место, где можно быть услышанным — без страха быть оценённым»

Для блога Band писательница и журналистка Кристина Гептинг побеседовала с Еленой Помазан о том, почему важно говорить не только о качестве литературных текстов и новых хитах словесности, но и о внутреннем мире автора.
Елена Помазан — нарративный практик, психолог-консультант, автор и ведущая подкастов «Первая глава» и «Человек уязвимый», со-основатель школы писательского мастерства Band и мастер курса «Терапевтические письма: как найти путь к себе через творчество и текст».
Кристина Гептинг
Автор статьи
Поделиться
Писательница, журналистка, автор блога Band
— Я обожаю формат подкастов и рада, что могу в этом интервью задать вопросы автору популярных проектов в этой нише. А расскажи, как и когда ты полюбила этот формат, что тебя подтолкнуло делать свой?
— Если честно, я полюбила подкасты задолго до того, как решилась сделать свой. Мне всегда нравился этот формат — за возможность говорить неформально, интонационно, живо, без глянца. Но от идеи до первой записи у меня прошло почти два года. Это было непростое решение: я долго не могла позволить себе выйти к микрофону. Всё это время я оставалась за кадром как продюсер школы Band (Елена — сооснователь школы), хотя по профессии я журналист, а потом уже нарративный психолог. И в какой-то момент поняла, что хочу снова говорить сама.
Меня подтолкнуло к созданию подкаста то, что в огромном информационном поле я не находила тем, которые мне действительно интересны. Мне хотелось слушать писателей не тогда, когда у них выходит новая книга или экранизация, а просто как людей — живых, сомневающихся, уязвимых. Ведь писатель интересен не только результатом, но и самим процессом: что происходит с ним, когда он пишет, откуда он берёт силы, как совмещает творчество с бытом, работой, ипотекой, детьми.
Так родилась идея подкаста, который на самом деле не о литературе, а о человеке, который её пишет. О жизни автора на пути к его первому произведению. Нам кажется, что пришло время «воскресить автора» после всех разговоров о его смерти — и развеять мифы о писательском быте. Мы говорим о вдохновении, страхах, психологии творчества, о том, как автор переживает успех и сомнения.
И, наверное, мой личный путь в этом проекте — это тоже история превращения: от неуверенности к уверенности, от тихого голоса в первом эпизоде до ощущения, что я точно знаю, зачем и для кого это делаю. Этот подкаст помогает понять не только, как рождаются книги, но и что стоит за теми, кто их пишет. И, возможно, вдохновляет тех, кто только мечтает начать — показать, что они не одни на своём пути.
Елена Помазан — нарративный психолог. В основе этого подхода лежит идея о том, что с помощью историй человек может упорядочить свой жизненный опыт. Именно поэтому подкаст «Первая глава» — это не просто проект о книгах, а размышление о психологии творчества.
— Знаешь, за что я люблю подкасты? За то, что, например, Ютуб стал таким прилизанным и красивым, что это хотя бы визуально уже формат все того же «телека». Все накрашены, уложены, сидят в красивых студиях, мебель у всех одинаковая — видеть ее не могу. А в аудио — больше искренности, больше жизни, это вайб беседы с друзьями на кухне.
— Кристина, да-да-да, это шикарная ремарка! Вот история от меня,  ярко иллюстрирующий твой тезис: студия, в которой я писала все два года — а для меня принципиально встречаться лично — сейчас закрывается. Я ищу себе подкатерскую студию. Их в Москве много, но это в 90% случаев яркий свет, глянцевые фоны, а я этого не хочу. Прежняя студия была простая, темная, как «нора». Вот такую ищу. Мне нравится, когда атмосфера без софитов и глянца, будто бы на кухне сидим и чай вместе пьем, но при этом разговоры у нас сложные, умные и доверительные.
— Говорят, литературная среда токсична. Чаще всего, когда участники индустрии обсуждают книги, речь идет о том, что вот писатель А — молодец, а писатель Б — не очень. Понятно, что фамилии могут и не звучать, но «все всё понимают». Ну, а если книжники ходят друг к другу в гости, то это про маркетинг и нетворкинг. Но когда мы имеем дело с подкастом о психологии творчества, это как будто и ни то, и ни другое?
— Я бы, наверное, не сказала, что литературная среда токсична — скорее, она довольно закрытая. У неё есть свои правила, неписаные законы, и нарушать их не принято. Это особый мир со своими иерархиями и привычками, королями и королевами и пр. Но мне хотелось взглянуть на него иначе — не изнутри этой системы, а немного со стороны, с человеческой позиции.
«Первая глава» для меня — это попытка создать альтернативный способ разговора об авторах. Не как о представителях «литпроцесса», не через конкуренцию или маркетинг, а просто как о людях, которые пишут, сомневаются, живут, ищут вдохновение. Подкаст о психологии творчества как будто существует между всеми этими сообществами и кружками — в пространстве, где можно говорить честно и без позы.
Иногда в литературе действительно царит не столько негатив, сколько молчание — форма игнорирования, когда тебя просто не замечают. Это, пожалуй, даже сложнее, чем открытая критика. И мне хотелось создать место, где, наоборот, можно быть услышанным — без страха быть оценённым.
— Я помню, что с Асей Володиной у тебя был разговор, где она говорила, что чувствовала себя невидимкой в своем литературном поколении, а потом все резко изменилось…
— Да. Это очень сложная тема. Видимость ведь тебе дают другие люди. Здесь мы приходим к такому опять психологическому эффекту, что заметить другого может только другой человек. Это подарок видимости, подарок внимания.
— Какой герой подкаста в личном общении раскрылся для тебя совсем иначе, чем ты предполагала?
— В первую очередь это Рагим Джафаров. Он немножко дистантный, прохладный как горный ветер, по моим ощущениям, но при этом он жаркий, страстный в своем творческом процессе. Как он говорит об этом, как много в нем выстраданного, как много найденного!..
Еще хочу сказать про Светлану Павлову. У нее какое-то, знаешь, невероятное достоинство. Осязаемое. Это достоинство — не высокомерие, здесь нет позиции сверху. Общаясь с ней, я понимала, что для нее слова имеют вес, она не разбрасывается ими. На интервью я увидела невероятную глубину и интеллигентность в самом лотмановском смысле. У нее есть желание слышать другого, понять другого.
— Может, глупый вопрос, но я его все же задам. Термин «творчество», кажется, всем понятен, но что ты вкладываешь в его определение? Почему для человека оно может быть важной сферой жизни, даже пусть и не профессией? И почему многие люди как будто бы в себе отрицают творческую часть, говоря: «Я — человек не творческий»?
— Мне кажется, творчество — это не про профессию и даже не про навык. Это способ признать в себе внутренний источник жизни, то, что выходит за пределы функции и пользы. Когда человек творит, он как будто говорит самому себе: «Я не только тот, кто выполняет задачи, я тот, кто способен чувствовать, замечать, преобразовывать опыт в смысл». В этом есть акт глубокой человечности.
Для меня творчество — это форма диалога между разумом и душой. Оно не требует результатов, публикаций или признания. Оно требует присутствия. И в этом смысле оно сродни духовной практике: ты создаёшь не ради внешнего эффекта, а чтобы услышать самого себя, чтобы снова соединиться с жизнью.
Почему же люди часто отказываются от этой части? Думаю, потому что творчество делает нас уязвимыми. Оно требует признать свою чувствительность, выйти за пределы контроля и эффективности, на которых построен современный мир. Легче сказать: «Я не творческий человек», чем признаться, что тебе страшно ошибиться или быть неоценённым.
Но если отбросить этот страх, творчество становится тем, что буквально возвращает нас к жизни. Это дыхание, вспышка сознания, момент, когда вдруг чувствуешь: ты живой, ты откликаешься. И ради этого чувства, мне кажется, стоит позволить себе творить — пусть даже в самой малой форме.
Доказать, что творчество — это не привилегия, а почти необходимость для каждого из нас, — миссия школы Band. У нас более 20 образовательных программ. Учим работать со словом уже больше 10 лет.
— Если бы у тебя была возможность пригласить в подкаст какого-либо писателя, которого уже с нами нет, кого бы ты выбрала и почему?
— Я сейчас даже сама удивилась, что за мысль пришла в мою голову, но я бы пригласила Сергея Дяченко. Я очень жалею, что подкаст появился уже после того, как он ушел из жизни. Думаю, у нас бы получился роскошный разговор про их соавторство с женой, про Украину, Россию и Америку… Сергей Дьяченко преподавал у нас года полтора. Учиться у него — всё равно что, не знаю, учиться у Стругацких! Я бы хотела с ним поговорить, потому что Дяченко — это концентрированная мудрость, принятие жизни такой, какая она есть, и богатый писательский опыт.
— Как ты относишься к критике своего подкаста? Какие критические отзывы или, может быть, наоборот, одобрительные для тебя были неожиданными?
— У меня очень мало критических отзывов, скажу тебе честно, но они есть. Например, некоторых бесит моя терапевтическая интонация. То есть как будто бы они сидят в кабинете у психолога и слишком я мягкая, бережная, терапевтичная, но когда люди понимают- вслушиваются, что это не какая-то игра или поза, то они к этому привыкают и «подсаживаются». Но я, наверное, здесь скажу, что я сама себе очень большой критик, потому что я отслушиваю эфиры, прогоняю их через ИИ и прошу проанализировать спады динамики или драматургии, анализирую, где перестали слушать ( платформы показывают такую статистику). Но при этом я себе позволяю быть неидеальной: какой-то эпизод может быть лучше, какой-то хуже. И это нормально.
— Подкаст — это, конечно, приятное хобби, но затратное с точки зрения финансов, времени, ресурсов, потому что монетизировать подкаст на русском языке сложно, у нас эта индустрия еще не встала на ноги. Что заставляет тебя все-таки продолжать делать этот проект? И что бы ты посоветовала начинающим подкастерам? Стоит в это ввязываться или лучше не надо?
— Да, 99%, ну, 98% подкастов не монетизируются. Но если вы приходите с какими-то внутренними смыслами, то вы будете продолжать. У меня здесь очень сильно всё завязано на моих смыслах. Наверное, важно сказать, что мне будет скоро 45 лет, и кризиса 40-летия никто не отменял. Он про то, в чём мои ценности. Я понимала, что мне очень хочется рассказывать людям, которые сомневаются в своем творчестве, чьи крылья обгорели или кто претерпел какую-то неудачу, что у тех, кто сейчас на гребне успеха, тоже было так либо сейчас так.
Но это очень сложная история в плане производства. По сути я в непрерывном производстве: или готовлюсь к интервью, или слушаю уже смонтированное интервью, или отслушиваю чистовой монтаж эпизода, или пишу подводки для платформ…
Меня подкаст «Первая глава» сделал счастливей. Он сделал меня более уверенной как профессионала-журналиста, как психолога, как человека, который может с нуля создать проект. Он меня познакомил с уймой интереснейших людей. Можно сказать, что я себя перепридумала как профессионала через подкаст «Первая глава»!
Начинающим я хочу сказать: если у вас есть идея, которой вы горите, и вы умеете огонь поддерживать, я считаю, что надо пробовать. Но найти идею и загореться — не проблема. Знаешь, сколько у меня на кухне умерло идей, потому что в итоге ничто не поддерживало вот этот огонь?.. Я иногда говорю, выпив бокал вина или когда вхожу в какой-то пафосный ступор: представьте, что подкаст — это ваш разговор с Богом. Есть какая-то тема, на которую вы хотели бы говорить с Богом всегда? Какая она?
Спасибо моим слушателям. Я очень благодарна аудитории за то, что её не обмануть. Каждый человек ценен, кто дослушивает, кто мне что-то пишет. И второе, конечно, спасибо моим героям, потому что я понимаю, что для них участие в «Первой главе» — это вызов. Вызов своей уязвимости.  У нас сейчас идет второй сезон, всего записано и выпущено более 30 эпизодов.  И я не собираюсь останавливаться.
— Кстати, о уязвимости. Расскажи о втором твоём детище в подкастинге.
— Я настолько вошла во вкус с подкастами, что у меня есть второй проект «Человек уязвимый», который я делаю с Сашей Акулиничевым, главным редактором «Псиколоджис. ру». Это другой формат, это разговор с психологами, это триалог, а не диалог. И он совсем другой, но он тоже, по сути дела, про уязвимость, про несовершенство, про возможность жизни быть и жизни течь, про то, чтобы мы могли на эти сложные темы с неожиданных ракурсов говорить. Даже если эти темы неудобные.  Мы приглашаем известных психологов, топов своего дела. Я счастлива, что у нас в подкасте был Илья Латыпов, Виктор Богомолов, Екатерина Хломова, Елена Новоселова.
— Как ты сама для себя понимаешь успех? Что для тебя сейчас — «удалось»? Это цифры, признание, внутреннее спокойствие, возможность говорить о важном?
— Наверное, раньше я тоже измеряла успех цифрами — количеством слушателей, просмотров, отзывов. Сейчас понимаю, что это всё очень зыбко. Настоящий успех для меня — это ощущение внутреннего совпадения. Когда то, что я делаю, не расходится с тем, кто я есть. Когда слова, которые звучат из микрофона, идут не из желания понравиться, а из желания быть честной.
Мне важно не то, сколько людей слушает подкаст, а то, что после него кто-то решает снова писать, пробует начать, верит в себя. Наверное, успех — это когда твоё дело становится пространством, где другим тоже можно дышать. Когда ты чувствуешь, что не просто говоришь, а создаёшь вокруг себя поле смысла и доверия. И если это удаётся — значит, всё получилось.
Приходите на курс «Терапевтические письма: как найти путь к себе через творчество и текст», чтобы найти внутреннюю опору и раскрыть творческий потенциал!

Старт 12 ноября!