BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp
Первые шаги сценариста: с чего начать успешную карьеру
Преподаватель курса «Основы драматургии. Короткий метр», сценарист и редактор с 20-летним стажем Мария Варденга провела открытую лекцию, в которой рассказала, почему профессия сценариста сейчас как никогда востребована и как сделать первый шаг в написании сценариев.
Мария Варденга
Работает в киноиндустрии с 2002 года. Была заместителем главного редактора журнала «Киносценарии», редактором проектов «Сталинград» (режиссер Федор Бондарчук), «Елена» (режиссер Андрей Звягинцев), «В субботу» (режиссер Александр Миндадзе). Выступала креативным редактором фильма «Овсянки» (режиссер Алексей Федорченко). Основала собственное редакторское бюро.
Сценарист, редактор, креативный продюсер

Знаменитая цитата Альфреда Хичкока: «Чтобы снять гениальный фильм, нужно три вещи: сценарий, сценарий и сценарий» – и сегодня не утрачивает своей актуальности. Первое, о чем говорят продюсеры, – «нам катастрофически не хватает хороших сценаристов».

С чем это связано? Раньше сценаристы были нужны только в рекламе, кино и на телевидении. Однако теперь к этому скромному списку потребителей сценарного труда добавились стриминговые платформы, активно ищущие неординарные проекты. Благодаря этому мы значительно расширили свой зрительский опыт: вышли и «Молодой папа», и «Рассказ служанки», а также отечественные «Чики», «Хороший человек», «Звоните Ди Каприо» – всего лишь некоторые проекты, появление которых на телевидении было непредставимым.

Вот почему сразу увеличился спрос на сценаристов – и желание попробовать себя в этой профессии. В преддверии курса «Основы драматургии. Короткий метр», который начнется в школе Band 20 мая, куратор курса Мария Варденга рассказала, что нужно иметь в виду, делая первые шаги в кино.
Чего ждать от профессии
Кино – это в глобальном смысле расширение нашего экзистенциального опыта, возможность психологически прожить еще одну другую жизнь. Но автор, который работает в кино, не только проживает, но и создает новые жизни и новые вселенные, получая тем самым возможность воздействовать на умы множества людей. В глобальном смысле автор в кино создает сверхмощное оружие эмоционального поражения аудитории. Он управляет аудиторией. Это дарит участникам кинопроцесса чувство собственной значимости, причастности к чему-то глобальному.

Кино – это коллективное творчество. В отличие от писателя, просиживающего в одиночестве за компьютером, сценарист активно взаимодействует с остальными членами команды. От него все зависят – как строители зависят от проекта, чертежа. Без чертежа не будет здания. Это упоительное ощущение предельной ответственности, совмещенной с радостью участия в общем деле.

Кино – это прикладной, то есть предназначенный к реализации вид творчества. Ты не пишешь неизвестно что для неизвестно кого. Ты пишешь для того, чтобы увидеть свою работу на экране. И получить за это деньги.

Сценаристом может стать любой пишущий человек, готовый освоить ремесло.

Став сценаристом, вы получите в руки ремесло, которое очень неплохо кормит с помощью очень приятного занятия.

Кто может стать сценаристом
  • 1
    Человек, который любит писать
  • 2
    Человек, который много смотрит кино
  • 3
    Человек, который много читает
    И это обязательно, потому что основной питательный источник сценариев – книги.
  • 4
    Усидчивый и терпеливый человек
    Сценарист должен с самого начала привыкнуть к тому, что его работу нужно будет постоянно переписывать. Сценарист «Жизни Пи» Дэвид Маги, например, переписывал сценарий фильма 170 раз.
  • 5
    Дисциплинированный человек
    Сценаристика – это регулярная работа, на которую не нужно ходить, но которая зовет тебя «к станку» каждый день.
С чего начать
Практика показывает, что разумно начинать учиться на коротких формах. Тем более что сегодня короткометражки востребованы: их показывают не только на фестивалях, где раньше продюсеры отлавливали молодые таланты, но и на интернет-платформах и даже в кинотеатрах в виде альманахов.

Хотя короткометражки чаще всего остаются в оригинальном формате, некоторые из них служат основой для полного метра.

Режиссер «Бабадука» Дженнифер Кент была актрисой и вела профессиональные курсы для своих коллег. Впечатленная «Танцующей в темноте», она написала Ларсу фон Триеру и спросила, можно ли у него поучиться. Так она оказалась на съемочной площадке «Догвилля», а после написала и сняла короткометражку «Монстр», которую затем развила до своего дебютного полного метра.
В 2003 году режиссер Джеймс Ван и сценарист Ли Уонелл выпустили короткометражку «Пила», которая демонстрировала концепцию задуманной ими «игры на выживание». Им удалось убедить студию Lionsgate поддержать проект – так началась франшиза, в рамках которой в этом году выходит девятый фильм.
Гай Ричи в начале своей карьеры снял 20-минутный фильм «Трудное дело». Продюсеру Труди Стайлер он так понравился, что она решила инвестировать в съемки полнометражной версии, которой стали знаменитые «Карты, деньги, два ствола».
Молодой Тим Бёртон работал в анимационном отделе Walt Disney Productions – он снял игровую короткометражку «Франкенвинни» о мальчике, который оживляет свою собаку. Руководству студии она показалась настолько мрачной и страшной, что Бёртона быстро решили уволить. Но спустя 30 лет студия решила вернуться к проекту и позволила Бёртону выпустить дорогой полнометражный анимационный фильм по этому сюжету.
Уэс Андерсон и Оуэн Уилсон познакомились на курсах драматургии Техасского университета и вместе сняли короткометражку «Бутылочная ракета». Хотя на фестивале «Сандэнс» 1994 года фильм не привлек ни критиков, ни зрителей, его заметил Джеймс Л. Брукс, который затем и профинансировал съемки одноименного полнометражного фильма, ставшего культовым.
На всех крупных киносмотрах есть конкурсы короткометражных фильмов: Каннский, Берлинский, Венецианский кинофестивали, «Кинотавр», «Сандэнс» и другие каждый год отбирают лучшие короткие метры. Эти смотры – смотрины молодых талантов. Способ проявить себя.

Помимо этого кинокомпании экспериментируют с форматами показа короткометражек. Disney, к примеру, выпустил два альманаха «Счастье – это», истории в которых свободно собирались на конкурсной основе.

Для начинающих авторов формат короткометражки ограничивается 3-15 минутами. Но чтобы написать даже такое маленькое кино, необходимо освоить железные законы кинодраматургии.

Как найти свою историю
Чтобы найти свою историю, надо прежде всего составить список из 10-15 любимых фильмов и понять, что их объединяет. Это могут быть герои, тема и жанр. Выявив их, вы поймете, в какой стороне вам искать.

Основой короткометражной истории, как правило, является переосмысленный случай. Найти его можно в Интернете, газете, книге, кино – есть миллион возможностей. Ключевых моментов здесь два. Первое: ваша история должна вас трогать, вы должны понимать, почему именно вы будете ее рассказывать. Второе: в ней должен быть внятный и интересный герой.

Попробуйте рассказать своему знакомому случай, выстроив его по формуле: «Я расскажу тебе историю про …, который хотел …, и в результате …» Если вы сумеете заинтересовать слушателя, полдела сделано.

А чтобы заинтересовать, прежде всего необходимо понять, кто герой истории и чего он хочет. От этого зависит потенциал любого сценария.

Чем отличается герой в кино
К киногерою мы предъявляем некоторые особенные требования. У героя истории всегда есть проблема и, соответственно, цель, вытекающая из этой проблемы. В фильме «Король говорит!», например, цель главного героя – побороть заикание. Это понятная задача, имеющая конкретное разрешение в пределах фильма.

В 2016 году «Оскар» за лучший короткометражный фильм получила картина «Заика». В ней сильно заикающийся парень знакомится в Интернете с девушкой и долго не решается на очную встречу: ведь он не может сказать вслух н­­­­и слова. Парень тренируется, разговаривая с автоответчиками в банке, – но у него ничего не выходит. В результате он уже почти отказывается от идеи встречи, но в последний момент решается. И, придя на свидание, он видит… девушку, объясняющуюся азбукой глухонемых, которая предлагает ему встретиться в реальной жизни. Вот так, скупыми средствами, нам рассказана история, как в огромном мире двое людей находят единственно возможную для себя пару.

Итак, герой в кино должен действовать. Он, и только он, провоцирует происходящие на экране события.

Герой в кино может то, чего не могут остальные. Последнее не обязательно подразумевает героический контекст. Но всегда подразумевает исключительность. Акакий Акакиевич – безусловный герой для кино. Он так хочет шинель, как никогда и никто не хотел.
Все события в кино выстраиваются по законам драматургии
Структура – это скелет драматургии, ее законы призваны удержать человека у экрана, заставив его смотреть фильм с тем же азартом, с каким мы смотрим спортивный матч.

В самом общем виде структура истории предполагает три акта: экспозиция, разработка и финал. Это созданная Аристотелем система не меняется никогда и нигде. Но кроме общей структуры Аристотеля современная кинодраматургия оперирует аксиоматической системой Сида Филда (экспозиция, завязка, первый поворот, центральный поворот, кульминация, развязка, финал), мифологическим кругом Воглера, системой «22 шага» Труби. Их освоение на практике – и есть, собственно, главная суть предмета «сценарное мастерство». Идей много у множества людей, но разработать эти идеи умеют единицы, ибо разработка требует профессионализма.
Типичные ошибки начинающих сценаристов
  • Браться за историю, которая не имеет какого-либо отношения к твоему личному опыту. Вы всегда должны знать ответ на вопрос, почему только вы должны рассказать эту историю.
  • Пытаться в первом же фильме рассказать обо всем, что накопилось за жизнь. Лучше относиться к кино как к терапевтическому сеансу: один сеанс – одна проблема, один фильм – одна история.
  • Работать, не определившись с логлайном, задающим вектор истории. Это все равно что ездить без навигатора: доступно мастерам, но очень сложно
  • Раздражаться от просьб снова и снова переписывать работу, воспринимая редактора как врага. Кино – это коллективный труд! Это нельзя забывать
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.