5 июня (четверг)
19:30 — 21:00
Лекция 1
Элементы остросюжетной прозы. Идея и сюжет
Преподаватель: Влада Ольховская
Правила жанра. Как написать остросюжетный рассказ? Как выбрать свое направление? Завязка, конфликт, кульминация, развязка. Герои и сюжет.
Элементы острого сюжета в рассказе / повести / романе.
Задание (с проверкой редактора)
Для тех, кто пишет роман: Написать логлайн + 3 варианта начала вашей истории, используя клифхэнгер и другие приемы из лекции.
Для тех, кто пишет рассказ: Придумать 3 идеи для остросюжетных рассказов (по 2–3 предложения каждая). Развить одну из идей в полноценный рассказ.
Лекция 2
Адреналин, вовлечение, эмоции — крючки, которые не дадут читателю оторваться от произведения
Лекция 3
Код бестселлера. Разбираем примеры плохих и хороших рукописей
Преподаватель: Екатерина Ирмеш
Как мы строим истории, используя приемы удержания внимания. Какие приемы используют авторы остросюжетной прозы? Как эти приемы работают на цельную историю.
Задание (с проверкой редактора)
Для тех, кто пишет роман: Напишите сцену романа с детективной интригой.
Для тех, кто пишет рассказ: Напишите историю / рассказ с детективной интригой.
Преподаватель: Яна Вагнер
Обсудим, как создавать и поддерживать ощущение тайны в тексте. Как и за счет чего создается напряжение в каждой сцене? Что такое поворотные моменты и как их придумать? Как задать героев, судьба которых будет нас интриговать как в силу характера, так и выбора, который они делают? Рассмотрим механизмы привлечения внимания и пробуждения интереса к сюжету, которые применимы для любых форматов — от романа до рекламного ролика.
Задание (самостоятельная работа)
Выбираем один из своих рассказов / зарисовок / сцен. Смотрим, можем ли мы усилить историю, добавив новые крючки или другие инструменты острого сюжета.
Лекция 4
Герои триллеров: как создать полноценную систему персонажей
Преподаватель: Влада Ольховская
Почему в триллере герой важнее обстоятельств. Как разобраться с протагонистами, если их двое и больше, не превращая триллер в мелодраму. Как создать яркого антагониста: автор как адвокат для злодея, скрытые и очевидные антагонисты, сложности создания маньяка.
Антигерой: как ввести в сюжет и что с ним делать дальше. Арка героя: почему она нужна не только протагонисту. Главная роль второстепенных персонажей: почему ими нельзя пренебрегать. Особенности создания персонажей для книжных серий.
Задание (самостоятельная работа):
Для тех, кто пишет роман: Создать «досье» на главного героя: цель, страхи, мотивация, внутренний конфликт, внешняя угроза и др. Продолжаем писать роман, используем приемы из лекции.
Для тех, кто пишет рассказ: Герой — это сюжет. Придумайте героя и напишите историю, которая бы полностью развивалась на основе желаний, проблем, фобий или странностей данного героя. Поделитесь историей в чате.
Лекция 6
Динамика и конфликт
Преподаватель: Екатерина Звонцова
Как создать динамичное произведение, на чем держится действие. Способы выстроить конфликт. Сложные ситуации, решение проблем, резкие повороты сюжета и неожиданная концовка — разберем способы сделать по-настоящему захватывающее произведение.
Задание (самостоятельная работа)
Работаем с черновиком. Пишем черновой драфт / сцену истории с акцентом на конфликт и динамику.
Лекция 5
Как страшное становится увлекательным
Преподаватель: Ольга Птицева
Обсудим историю страшного в жанровой литературе, теорию создания пугающего и увлекательного. Разберем приемы саспенса, которые используются в актуальной литературе и кино сегодня.
Вместе подумаем, как жанровые механизмы саспенса работают в кросс-жанровых историях, где остросюжетные мотивы помогают осмыслить социальные противоречия в безопасном пространстве вымысла.
Задание (с проверкой редактора)
Для тех, кто пишет роман: Продолжаем писать роман, используя приемы из лекции.
Для тех, кто пишет рассказ: Пишем короткую и пугающую зарисовку или сцену.
Задание (с проверкой редактора)
Для тех, кто пишет роман: Пишем сцену, используя приемы лектора.
Для тех, кто пишет рассказ: Пишем антиутопический рассказ, используя приемы лектора.
Преподаватель: Александр Матюхин
Лекция 8
Как писать хорроры? Практические приемы и особенности жанра
Задание (самостоятельная работа)
Напишите рассказ / сцену романа, используя приемы лектора. Поделитесь текстом в чате.
Преподаватель: Анастасия Ханина
Гостевая лекция
Как писать детективы и триллеры? Практические приемы и особенности жанра
Лекция 7
Как писать антиутопии? Практические приемы
Обсудим, как создавать и поддерживать ощущение тайны в тексте. Как и за счет чего создается напряжение в каждой сцене? Что такое поворотные моменты и как их придумать? Как задать героев, судьба которых будет нас интриговать как в силу характера, так и выбора, который они делают?
Задание (с проверкой редактора)
Для тех, кто пишет роман: Пишем сцену, используя приемы лектора.
Для тех, кто пишет рассказ: Пишем антиутопический рассказ, используя приемы лектора.
Преподаватель: Катя Тюхай
Деликатный и честный разбор рандомных текстов.
Задание (с проверкой редактора)
Подготовить финальный проект. Для романа — одну или несколько сцен / глав и описание сюжета оставшейся части. Или рассказ, если вы работаете с рассказом.
Преподаватель: Влада Ольховская
Семинар
Разбираем тексты в эфире