лекций – раз в неделю.
Задания проверяются редактором
выполняем 1 задание с рецензированием и несколько заданий на анализ
лекций с писателями и романистами, редакторами. Задания на самостоятельную работу
Гостевая лекция:
Жанровая проза
21 января 19:30 - 21:00
Преподаватель: Алина Сафронова
Как написать современный жанровый роман и сохранить авторское видение. Авторский и жанровый роман. Основные отличия.
ДЗ: Подумайте, чем авторский роман отличается от жанрового, и какой пишете вы? Какие книги близки по идеям и стилю к вашему роману? С кем вы могли бы стоять на одной полке? Без проверки редактором.
Гостевая лекция: Творческий процесс. Импровизация vs Планирование
4 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Яна Летт
Сбор фактов, исследование. Прототипы героев и сеттингов. Как придумывать и описывать места, людей и события, с которыми ты не знаком лично. Собственная память и знания vs ресеч. Как придумывать и находить детали, в которые поверит читатель. Когда отдаваться фрирайтингу, а когда планировать. Почему не следует писать без плана и, наоборот, тратить слишком много времени на планирование.
ДЗ: Написать фрирайтингом черновик первой сцены, а потом подумать, как его могло улучшить планирование – и улучшило бы вообще? Без проверки редактором.
ДЗ 1: Написать (или отредактировать) первую сцену романа (до 6.000 знаков с пробелами) в выбранном стиле. С проверкой редактором.
4 сессия: Абстракции, монтаж и эмоции. Говорим про элементы стиля
6 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Степан Гаврилов
Как найти свой естественный стиль, писать просто и понятно. Кто вы, Хемингуэй или Фицджеральд? Как подбирать нужные слова. Тон, стиль, ритм. Советы по практике письма: активные, пассивные глаголы, наречия, речевые маркеры, форматирование. Повторяем ключевые элементы текста: - описания места действия, детали, запахи, яркие описания героя. Создаем свою шпаргалку писателя.
ДЗ 2: Выбираем фигуру рассказчика. Смотрим, как это повлияет на форму и стиль романа. Без проверки редактором.
Как меняется стиль повествования в зависимости от фигуры рассказчика. Точка зрения и жанр. Какую точку зрения я должен выбрать и в каком времени вести повествование? Попробуем варианты повествования от первого лица и от третьего. Мы изучим преимущества и недостатки каждого из них и выясним, какие из них подходят для этой конкретной истории. Поговорим о том, зависит ли стиль от фигуры рассказчика. Как найти верную интонацию и развить уникальный авторский голос.
ДЗ 1: Анализируем повествовательные стратегии в выбранных романах. Без проверки редактором.
Гостевая лекция:
Фигура рассказчика, точка зрения и жанр
11 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Юрий Каракур
5 сессия: Сцена и диалог. Диалог как решение задачи героя в сцене
Диалог как двигатель сюжета. Диалог и конфликт . Диалог как решение задачи героя в сцене. Какие задачи решает диалог в романе. Как правильно прописывать диалоги и как писать диалоги достоверно. Практические упражнения на отработку навыка.
ДЗ 1: Пишем новую сцену (до 6.000 знаков), используя диалоги. С проверкой редактором.
ДЗ 2: В выбранном романе находим диалоги, которые выполняют разные функции, минимум 2 (штрихи к портрету героя, зарождение конфликта, сообщение о действии и др.) Без проверки редактором.
13 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Влада Ольховская
3 сессия: Построение сюжета. Композиция романа
30 января 19:30 - 21:00
Преподаватель: Влада Ольховская
Трехактная структура. От сцены к главе. Понятие синопсиса. Рассмотрим правила построения сюжета в современном романе. Как из замысла вырастить захватывающую историю в 350–400 тыс. знаков. Поговорим о трехактной структуре романа, вариантах композиционной разбивки произведения: сцена – глава – часть. Какие важные моменты вы должны учесть в первом, втором и третьем актах ваших произведений.
ДЗ 1: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета. Без проверки редактором.
ДЗ 2: Уточняем черновик сюжета, разбиваем события по актам и главам. До 10.000 знаков с пробелами. С проверкой редактором.
ДЗ 3: Пишем черновик сюжета романа – намечаем основные события. Смотрим, меняется ли что-то в замысле после того, как мы уточнили характеристики героев. До 8000 знаков с пробелами. С проверкой редактором.
ДЗ 2: Пишем характеристики главных и второстепенных героев нашего романа (чем главный герой отличается от второстепенного, мы уже знаем). До 3000 знаков с пробелами. С проверкой редактором.
ДЗ 1: На основе материалов лекции проанализируйте главного и второстепенных героев в одном из романов списка литературы. Без проверки редактором.
С чего начать: с сюжета, героя или одной яркой сцены, озарившей сознание? В хорошем романе и то и другое взаимосвязано. На этой сессии мы сосредоточимся на главных героях романа и взаимосвязи героя и сюжета. Узнаем, как раскрыть сюжет через персонажа или наоборот, найти героя уже в сложившемся сюжете. Как герой связан с экспозицией и как правильно представить героя через ситуацию, действие, описание. Проработаем темы: герой и антагонист, внутренний и внешний конфликт героя.
ФИНАЛ:
Итоговый питчинг / разбор лучших работ
10 лучших работ курса принимают участие в питчинге с представителями издательств.
23 января 19:30 - 21:00
Преподаватель: Яна Летт
2 сессия: Сюжет и его герой
Гостевая лекция: Работа над стилем. Художественный язык
Работа над стилем. Художественный язык. Что такое «хороший язык». Язык и сюжет - соответствие и важность. Простой и сложный язык. Поиск собственного стиля. Основные ошибки. Как вызвать эмоции у читателя.
ДЗ 1: Пишем тестовый фрагмент быстро, не шлифуя и не задерживаясь на работу со стилем. На следующий день берем за основу написанный фрагмент и шлифуем, учитывая все, о чем мы говорили на лекции. После сравниваем фрагменты.
ДЗ 2: Пишем тестовый фрагмент от лица автора, а затем тот же самый фрагмент еще раз — от лица одного из персонажей, чья интонация наименее похожа на авторскую. Сравниваем их. Без проверки редактором.
Гостевая лекция:
Вы — романист
4 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Дарья Благова
Творчество и жизнь. Когда и как писать. Как работать с черновиками и заметками. Как поддерживать в себе творческий пыл и избежать ловушек прокрастинации. Сколько писать знаков в неделю, чтобы дописать роман в ближайшие 4 месяцев.
6 сессия: 7 ошибок начинающего автора + разбор текстов
7 ключевых ошибок автора, которые редактор правит в каждом тексте. Практический семинар. Редактор в прямом эфире разбирает одну из рукописей. Анализируем редакторскую работу.
ДЗ: Вносим правки в черновики романа, используя рекомендации и материалы лекции. Без проверки редактором.
25 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Яна Вагнер
18 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Вера Копылова, ведущий редактор издательства «Самокат»
Гостевая лекция:
Работа с деталью
28 января 19:30 - 21:00
Преподаватель: Григорий Служитель
7 сессия: Глава романа как законченное произведение
Разбираем роль детали в городской прозе и не только. Виды и функции детали в тексте. Деталь как метафора и как артефакт. Учимся делать текст насыщенным и писать так, чтобы читатель физически ощутил пространство истории.
20 февраля 19:30 - 21:00
Преподаватель: Влада Ольховская
Почему первая строка, абзац и страница так важны для автора романа? Мы рассмотрим, как разные писатели используют свои вступительные страницы, чтобы изложить, о чем их романы и почему читатель должен заботиться о том, чтобы читать дальше. Как превратить каждую главу романа в законченное драматическое произведение. Понятие клиффхэнгера.
ДЗ: Выполняем задание от мастера курса. Без проверки редактором.
1 сессия:
Роман: темы, идеи, вдохновение
16 января 19:30 - 21:00
Преподаватель: Влада Ольховская
ДЗ 1: Пишем первый черновик первой главы (30 – 40 тысяч знаков). 10 дней. С проверкой редактором.
ДЗ 2: Анализируем первые 30 – 40 тыс. знаков в выбранных произведениях. Без проверки редактором.
ДЗ 3: По необходимости дорабатываем черновик сюжета. Без проверки редактором.
Жанр романа. Отличие от рассказа / новеллы, ключевые формы современного романа. Рассмотрим, откуда писатели черпают свои идеи и какие идеи лучше подойдут для романа в определенном жанре. Проведем стресс-тест идей и узнаем как развить идею в скетч истории для романа. Как идея соотносится с темой, героем, временем, местом, общим конфликтом.
ДЗ 1: Первое знакомство с вашим будущим романом. Опишите в общих чертах, о чем будет ваша история. Идеальный объем – до 6000 знаков с пробелами. Важно: пока не вдавайтесь в подробности, не пишите полную биографию героя или синопсис со всеми сценами. С проверкой редактором.
ДЗ 2: Отправьте любой свой текст (до 8.000 знаков), написанный ранее, чтобы редактор мог познакомиться с вашим стилем. Без обратной связи.
ДЗ 3: Пишем одну из наиболее интересных на ваш взгляд сцен первого акта (первой части романа). Без проверки редактором.
ДЗ 3: В анализируемом романе находим диалог, который можно заменить на обычное повествование без ущерба для истории, или диалог, без которого история сразу же много потеряет. Без проверки редактором.