лекций – раз в неделю
задания проверяются редактором
выполняем 1 задание с рецензированием и несколько заданий на анализ
лекций с писателями и романистами, редакторами. Задания на самостоятельную работу
ДЗ 3: Возвращаемся к нашему черновику и пишем второй вариант краткого содержания (синопсиса) романа на 3 страницы. Смотрим, меняется ли что-то в общем сюжете после того, как мы уточнили характеристики героев (с проверкой редактора)
ДЗ 2: Пишем характеристики главных и второстепенных героев нашего романа (с проверкой редактора)
ДЗ 1: На основе изложенного материала вычленяем главного и второстепенных героев в заданном списке литературы (самостоятельная работа)
С чего начать: с сюжета, героя или одной яркой сцены, озарившей сознание? В хорошем романе и то и другое взаимосвязано. На этой сессии мы сосредоточимся на главных героях романа и взаимосвязи героя и сюжета. Узнаем, как раскрыть сюжет через персонажа или наоборот, найти героя уже в сложившемся сюжете. Как герой связан с экспозицией и как правильно представить героя через ситуацию, действие, описание. Проработаем темы: герой и антагонист, внутренний и внешний конфликт героя.
Преподаватель: Мария Галина
Видеозапись лекции «Герой – это Сюжет»
ДЗ: Написать эпизод до 3000 знаков фрирайтингом, а потом подумать, как его могло улучшить планирование – и улучшило бы вообще? (самостоятельная работа)
Сбор фактов, исследование. Прототипы героев и сеттингов. Как придумывать и описывать места, людей и события, с которыми ты не знаком лично. Собственная память и знания vs ресеч. Как придумывать и находить детали, в которые поверит читатель. Когда отдаваться фрирайтингу, а когда планировать. Почему не следует писать без плана и, наоборот, тратить слишком много времени на планирование.
Гостевая лекция. Творческий процесс. Импровизация vs Планирование
19:30
ДЗ: Подумайте, какой из методов работы с мифом подошел бы вашему роману? Как бы это обогатило ваш роман? Чем вы будете руководствоваться при выборе мифологической основы повествования? Как будете выбирать миф? Поработайте с разными техниками - “калейдоскопа”, “пасхалок”, “конструирования”. Напишите черновик одной из глав, используя миф. (самостоятельная работа)
Опыт работы с мифом. Чем традиционный миф отличается от авторского, и почему сегодня мы прибегаем ко второму. Подробно о техниках "конструирования", "калейдоскопа" и "пасхалок". Как встроить миф в текст, избежав композиционных и логических ловушек. Почему нужно хорошо знать миф, который используешь, и разбираться в его структуре. На чем строить обоснование мифа в вашем тексте. А также о том, откуда черпать вдохновение.
Преподаватель: Дмитрий Захаров
Гостевая лекция
Техники интегрирования мифа в современной литературе
19:30
ДЗ: Написать одну из сцен (до 6000 тыс. знаков) в выбранном стиле (с проверкой редактора)
Как найти свой естественный стиль, писать просто и понятно. Кто вы, Хемингуэй или Фицджеральд? Как подбирать нужные слова. Тон, стиль, ритм. Советы по практике письма: активные, пассивные глаголы, наречия, речевые маркеры, форматирование. Повторяем ключевые элементы текста: - описания места действия, детали, запахи, яркие описания героя. Создаем свою шпаргалку писателя (по аналогии со Шпаргалкой Юрия Никитина)
Преподаватель: Степан Гаврилов
3 сессия: Элементы стиля. Язык художественной прозы. Как найти свой авторский голос
19:30
ДЗ: Написать тестовый фрагмент быстро, за один присест, не шлифуя и не задерживаясь на работу со стилем. На следующий день взять за основу написанный фрагмент и заняться шлифовкой, учитывая все, о чем мы говорили на лекции. После сравнить фрагменты (самостоятельная работа).
Работа над стилем. Художественный язык. Что такое «хороший язык». Язык и сюжет - соответствие и важность. Простой и сложный язык. Поиск собственного стиля. Основные ошибки. Как вызвать эмоции у читателя.
Преподаватель: Яна Вагнер
Гостевая лекция: Художественный язык и стиль
19:30
Преподаватель: Влада Ольховская
4 сессия: Построение сюжета. Композиция романа
19:30
ДЗ 3: Пишем первый драфт синопсиса с разбивкой по актам и главам (3-5 страниц) (с проверкой редактора) Если у вас уже разработан подробный синопсис и проверен редактором, пишем новую главу (до 6 тыс знаков)
ДЗ 2: Редактируем сцену по правкам редактора (без проверки редактором)
ДЗ 1: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета (без проверки редактором)
Трехактная структура. От сцены к главе. Понятие синопсиса.
Рассмотрим правила построения сюжета в современном романе. Как из замысла вырастить захватывающую историю в 350–400 тыс. знаков. Поговорим о трехактной структуре романа, вариантах композиционной разбивки произведения: сцена – глава – часть. Какие важные моменты вы должны учесть в первом, втором и третьем актах ваших произведений.
ДЗ 1: Анализируем идею, тему, героев, время, сеттинг 3 романов из списка литературы (самостоятельная работа)
ДЗ 2: Расписываем на 1-2 странички идею, тему, героев, время, сеттинг для своего романа (с проверкой редактора)
Жанр романа. Отличие от рассказа/ новеллы, ключевые формы современного романа. Рассмотрим, откуда писатели черпают свои идеи и какие идеи лучше подойдут для романа в определенном жанре. Проведем стресс-тест идей и узнаем как развить идею в скетч истории для романа. Как идея соотносится с темой, героем, временем, местом, общим конфликтом.
Преподаватель: Влада Ольховская
1 сессия: Жанр романа. Темы, идеи и вдохновение
19:30
ДЗ: Чем жанровый роман отличается от авторского. Подумать над близкими по идеям и стилю к вашему роману. С кем бы вы могли стоять на одной полке? (самостоятельная работа)
Как написать современный жанровый роман и сохранить авторское видение. Авторский и жанровый роман. Основные отличия.
Преподаватель: Алина Сафронова
Гостевая лекция: Современный жанровый роман. Какой он
19:30
ДЗ 2: Выбираем фигуру рассказчика. Смотрим, как это повлияет на форму и стиль романа (самостоятельная работа)
Как меняется стиль повествования в зависимости от фигуры рассказчика.
Точка зрения и жанр. Какую точку зрения я должен выбрать и в каком времени вести повествование? Попробуем варианты повествования от первого лица и от третьего. Мы изучим преимущества и недостатки каждого из них и выясним, какие из них подходят для этой конкретной истории. Поговорим о том, зависит ли стиль от фигуры рассказчика. Как найти верную интонацию и развить уникальный авторский голос.
Преподаватель: Юрий Каракур
Гостевая лекция: Фигура рассказчика, точка зрения и жанр
19:30
ДЗ 1: Анализируем повествовательные стратегии в выбранных романах (самостоятельная работа)
ДЗ 3: Пишем первую сцену или одну из наиболее интересных на ваш взгляд сцен первого акта романа (с проверкой редактора)
Преподаватель: Влада Ольховская
Выполняем одно из д/з на выбор. С проверкой редактора.
ДЗ 2: Пишем чистовой вариант задания «драматургия сцены», добавляя диалоги (до 6 тыс. знаков)
ДЗ 1: Анализируем диалоги в романах, которые прочитали к курсу. Смотрим, как диалог влияет на драматургию сцены. Находим диалог, который можно заменить на обычное повествование без ущерба для истории, или диалог, без которого история сразу же много потеряет.
Диалог как двигатель сюжета. Диалог и конфликт . Диалог как решение задачи героя в сцене. Какие задачи решает диалог в романе. Как правильно прописывать диалоги и как писать диалоги достоверно. Практические упражнения на отработку навыка.
5 сессия: Сцена и диалог. Диалог как решение задачи героя в сцене
19:30
ДЗ 3: Пишем новую главу романа (до 6 тыс. знаков)
Преподаватель: Вера Копылова, редактор «Редакция Елены Шубиной»
ДЗ: Вносим правки в черновики романа (без проверки редактором)
7 ключевых ошибок автора, которые редактор правит в каждом тексте. Практический семинар. Редактор в прямом эфире разбирает одну из рукописей. Анализируем редакторскую работу.
6 сессия: Навыки редактуры и саморедактуры
19:30
10 дней, пишем первый драфт первой главы. С проверкой редактора.
Преподаватель: Влада Ольховская
ДЗ 3: По необходимости дорабатываем синопсис.
ДЗ 2: Пишем первый драфт первой главы – 30-40 тыс. знаков, 5-7 сцен.
ДЗ 1: Анализируем первые 30 - 40 тыс. знаков в выбранных произведениях (без проверки редактором).
Почему первая строка, абзац и страница так важны для автора романа? Мы рассмотрим, как разные писатели используют свои вступительные страницы, чтобы изложить, о чем их романы и почему читатель должен заботиться о том, чтобы читать дальше. Как превратить каждую главу романа в законченное драматическое произведение. Понятие клиффхэнгера.
7 сессия: Глава романа как законченное произведение
19:30
ДЗ: Напишите краткий синопсис для издательства по рекомендациям из презентации. Сделайте ресерч по издательствам, которые могли бы заинтересоваться вашим романом. Приложите список предполагаемых издательств к заданию. Объем - не более 3600 знаков (с проверкой редактора).
Творчество и жизнь. Когда и как писать. Как работать с черновиками и заметками. Как поддерживать в себе творческий пыл и избежать ловушек прокрастинации. Сколько писать знаков в неделю, чтобы дописать роман в ближайшие 4 месяцев.
Преподаватель: Светлана Сачкова
Гостевая лекция: Вы романист
19:30
10 лучших работ курса принимают участие в питчинге с представителями издательств
ФИНАЛ
Итоговый питчинг / Разбор лучших работ