На каждом занятии — одно-два упражнения и одно большое домашнее задание.
Выходим на новый уровень писательского мастерства. Учимся составлять сборник и предлагать свои тексты для публикации.
Лекция 1. Что хотел сказать автор?
От экспозиции к кульминации: тема, идея, сюжет, рыба (что-то на теоретическом).
ДЗ:
1. Написать небольшую историю, применив собственную идею к классическому сюжету (5 000 знаков).
2. Прочитать рассказы Евгении Некрасовой «Медведица», «Кика», «Золотинка», «Мелузина и ее друзья» (сборник «Золотинка»), Игоря Белодеда «Неумирающий»; проанализировать, как авторы трансформируют фольклорные, библейские и мифические сюжеты в рассказах о повседневности.
Лекция 2. О ком хотел поговорить автор?
Субъекты и объекты, акторы и функции, полифония или театр одного персонажа? Выбираем сердцем.
ДЗ:
1. Написать историю с нарушением запрета, утратой, устранением препятствия и переменами в финале (5–8 000 знаков).
2. Прочитать рассказы Даши Благовой «Похоронный отряд бездомных животных», Дмитрия Захарова «Сучий потрох», Анны Шипиловой «Пересортица»; выделить действующие лица, этапы путешествий героев и функции.
Лекция 4. Как говорит автор?
Ритм, мелодика, интонация, шаблон, тропы — расслабляемся, кастомизируемся.
Лекция 3. Где, когда и как происходит то, о чем говорит автор?
ДЗ:
1. Написать историю в современном хронотопе с нарушенной хронологией и/или встроенным нарративом (6–8 000 знаков).
2. Прочитать рассказы Александра Кабакова «Маленький сад за высоким забором», Виктора Пелевина «Свет горизонта», Александра Стесина «Бронкс», Нины Дашевской «Канатоходец», Ксении Драгунской «Милые люди»; выделить особенности хронотопа, описательные элементы, определить виды нарратива.
ДЗ:
1. Написать рассказ по формуле «призыв-испытание-возвращение домой» с использованием одного из классических мотивов, но обратным значением (например, не «дева в беде», а дева, развязавшая беду / дева, спасшая героя в беде) (6000 знаков).
2. Прочитать рассказы Эдуарда Веркина «Вредитель», Шамиля Идиатуллина «Кареглазый громовик», Алексея Сальникова «Упрямец», Ирины Богатыревой «Приступ», Виктории Лебедевой «Борьба за справедливость», Ксении Буржской «Шуше смотрит в будущее», Дениса Осокина «Ночной караул» и «Новые ботинки»; выделить выразительные средства, проанализировать, как авторы работают с ритмом и мелодикой текста, какие средства используют.
Хронотоп как баланс времени и пространства, сеттинг как набор правил, нарратив, действие как душа драмы. Запускаем движущиеся картинки.
Практическое занятие, разбираем рассказы слушателей, написанных после Лекции 2.
ДЗ: Вносим итоговые правки в рассказ для конкурса журнала «Юность».
Лекция 5. Почему автор вообще говорит? Слово героям
Речевые характеристики, бэкграунд и модус персонажей, взаимодействие с сюжетом.
Узнаем:
— о писательских помехах и блоках
— о разнице между идеей, темой, замыслом
— какие бывают сюжеты и при чем тут фабула, зачем нам формула Проппа и этапы путешествия героя по Кэмпбеллу
— о мотивах как части сюжета и почему одни из них устарели, другие — нет
— каковы тактико-технические характеристики рассказа (структурные опоры)
Научимся:
— снимать блоки
— применять абстрактную идею к конкретной структуре
Узнаем:
— о повествовательных стратегиях и как они определяют персонажей
— разницу между повествователем и рассказчиком
— о функциях и как (а главное, зачем) с их помощью двигать сюжет
— полифония или театр одного актера — что роману хорошо, а рассказу смерть?
Научимся:
— определять функцию и действующее лицо истории
— менять авторский голос, фокус повествования и читательского внимания
Узнаем:
— что такое хронотоп и его особенности в современном рассказе
— про флешбэки, флешфорварды, клиффхэнгеры и другие игры с хронотопом
— какие бывают конфликты, зачем нужны и в каких количествах
Научимся:
— устанавливать собственные правила для описываемого мира
— определять время нарратива и как этим пользоваться для манипулирования эмоциями
— урегулировать конфликты
Узнаем
— как управлять ритмом с помощью слов и смыслов
— поговорим, зачем нам рассказывали о метафорах и эпитетах на уроках литературы
Научимся
— превращать шаблоны в тропы
— управлять интонацией и темпом повествования
Узнаем:
— о видах персонажей и их поступках
— как диалоги и речевые характеристики помогают читателю
— как комбинации обычного и необычного помогают создавать настроение истории
Научимся:
— определять героев и обстоятельства
— озвучивать персонажей и давать дополнительные подсказки читателям
ДЗ: Написать рассказ с обычным героем в необычных обстоятельствах или необычным героем в обычных обстоятельствах, или необычным героем в необычных обстоятельствах, применив полученные на курсе знания (8-10 000 знаков). Лучшие рассказы будут опубликованы в журнале «Юность».