♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦
♦ ♦ ♦
Мне кажется, я могла бы заниматься этим бесконечно, потому что идеального текста не бывает, всегда есть к чему придраться.
Если после трех переписываний ключевой персонаж продолжал «сидеть в кустах и не шевелиться», я решала, что так он выражает свой протест, и выбрасывала всю сцену.
— Вы сказали, что подружились с Черным в конце. Можно ли сказать, что Черный воплощает то, что люди в себе не любят, от чего каждому хочется откреститься (своих демонов и своей агрессии, злости, мелочности)? Со всей своей внутренней лажей, жестокостью, недалекостью — в Черном под конец проглядывает трогательное и человеческое. Пусть всего лишьмаленькие проблески, но это чудо. Спасибо вам за него. — Черный никогда не олицетворял для меня зло. Просто я его не ощущала. Он оставался картонным, каким-то сделанным. Как-будто там просто требовался хотя бы один антагонист. Курильщик, как новый человек, не в счет, у него своя роль. А с Черным получалось хуже всего. В четвертой было две такие нарисованные картонки: Черный и Толстый. Но у Толстого все карты на руках. Он всеобщий неразумный младенец, предмет любви и заботы, его не надо ни позиционировать, ни создавать ему историю, ни объяснять его поступки. Ему и поступки не требуются. Достаточно просто присутствия. Понятно, почему его все любят. А с Черным не очень понятно, отчего его так не любят, хотя обижал он в основном Кузнечика, и происходило это довольно давно. Мне все время казалось, что его поведение недостаточно мотивированно, что оно какое-то слишком детское, слишком глупое. Меня это раздражало, соответственно, раздражал и сам персонаж. И так почти до конца книги, где Черный внезапно ожил и сделался похож на человека. Довольно неожиданно, потому что на тот момент я уже потеряла надежду увидеть в нем что-то, помимо «я один тут нормальный, среди толпы сумасшедших». Так что Черный меня приятно удивил. |