BAND
Напишите нам
WhatsApp

«Без кризисов невозможно»:
Яна Летт — о работе над сериями

Серия — непростая творческая задача. Как не сдаться после первой книги? Есть ли шанс подстраховаться на старте, чтобы точно не бросить в конце? Можно ли выбраться из сюжетного тупика? И как понять, что история будет циклом?
Поговорили об этом с Яной Летт — писательницей и ведущей преподавательницей Band. Совсем недавно вышел ее роман «Сердце Стужи» — вторая из книг цикла «Препараторы». Ранее также были опубликованы постапокалиптическая фэнтезийная трилогия «Мир из прорех», мистические романы «Отсутствие Анны» и «Пустая», детское фэнтези «История семи Дверей».

О буднях писателя Яна рассказывает в телеграм-канале «Яна Летт. Книга лучше». В Band ведет лекции на курсах «Между мирами» (фэнтези), «Бумажные сердца» (янг эдалт), «Как писать прозу» и «Как написать роман».
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
«Препараторы» Яны Летт — масштабная фэнтези-трилогия, написанная в лучших традициях Ли Бардуго и Джорджа Мартина, полная магии и политических интриг.

Много веков назад Стужа сковала Кьертанию вечным холодом, в котором не могут выжить ни люди, ни звери. Только снитиры, необыкновенные существа; на них и охотятся препараторы. Это история о борьбе с системой и колдовским искушением, о выборе между любовью и долгом.
— С чего начинается работа над циклом?
— По моему опыту, с такого осознания: «Придуманная история слишком масштабна, чтобы уместиться в одну книгу». Прийти это осознание, может, в общем, в любой момент пути. Я поняла, что путешествие героев «Мира из прорех» затягивается куда сильнее, чем я планировала, садясь за стол, примерно на середине будущего первого романа. Тогда я поняла, что план надо существенно перекраивать — на этот раз в расчете на три книги. Сама собой подтянулась идея сделать эти три книги разножанровыми — чтобы и мне, и читателям было интереснее.
С «Препараторами» вышло иначе — я с самого начала планировала масштабный новый мир, множество фокальных персонажей, десятки сюжетных линий… Было понятно, что впереди трилогия — не меньше.
Начать работу над циклом я рекомендую с планирования — иначе очень скоро вы утонете. План второй, третьей и последующих частей может быть очень тезисным, но без него никак.
— А как уже на старте создать опоры для будущей работы?
— Продумайте подробно первую книгу — именно в ней вам предстоит развесить все крючки и ружья, которые сработают в последующих частях. Если вы издадите первый роман до того, как вся работа будет окончена, впоследствии вы не раз скажете себе спасибо за детальную проработку. В противном случае — будете регулярно кусать локти из-за очередного сюжетного поворота, который уже никак не выходит вписать в историю. Кое-что можно перестроить по ходу дела, даже не влезая в пространство первого романа, но далеко не все.
Итак, важен подробный план первого романа, опорные пункты сюжета последующих — и (я очень рекомендую это) по два-три варианта развязок цикла целиком и отдельно — главных сюжетных линий.
Работа над циклом — долгое приключение, и хорошо иметь планы B, C и D на все случаи жизни.
— Как продумать сюжет, чтобы творческого дыхания хватило на несколько книг?
— Дать себе как можно больше пространства для маневра.
Подумайте, где вы сможете ввести что-то новое в повествование — и в плане новых героев и линий, и в плане ярких локаций или деталей антуража.
Конечно, важно не бросать начатое — всегда иметь перед глазами список уже имеющихся линий, вопросов, интриг, героев, их отношений между собой… И все же хорошо постоянно подогревать и свой, и читательский интерес чем-то новым.
Например, в «Зове ястреба», первой части «Препараторов», бóльшая часть действия происходит в богатых кварталах Химмельборга и окружающей его со всех сторон сверхъестественной Стуже. Во второй, «Сердце Стужи», я много изучаю жизнь Нижнего города, таинственной части Химмельборга, куда читателям до сих пор не было хода. В третьей — некоторым героям будет позволено выйти за пределы города, и даже за пределы самой Стужи, попасть в новые страны и города. Я предвкушаю это путешествие вместе с ними.
Ну и еще один важный рецепт — нужно очень сильно любить своих героев и мир, нужно, чтобы они давали вам много энергии — иначе сил может и не хватить.
— Что делать, если все же чувствуешь тупик, и нет мотивации писать дальше, хотя позади уже бóльшая часть рукописи?
— Для начала понять, что это — нормально. Работа над трилогией у меня — минимум три года. А если учитывать процесс придумывания и перерывы, — все четыре или пять.
Невозможно пройти такой путь без кризисов, выгорания и всего им сопутствующего. Не стоит мучить себя мотивирующими мантрами, жесткими дедлайнами и ежедневным изнуряющим трудом, если вы устали. Лучше отдохните хорошенько — и история к вам обязательно вернется.
— Как понять, готов ли ты к работе над циклом?
— Думаю, к этому невозможно подготовиться :) Но если вы горите своей историей и постоянно думаете о ней, стоит попробовать. Вы в любом случае получите большое удовольствие.
Но — чтобы оставить себе пути отступления — подумайте над вариантом сделать первую часть заранее завершённой (чтобы и без продолжения был финал). И если вы перегорите историей — что ж, можно будет остановиться… и продолжить в любой момент!
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.