BAND
Хотите подписаться на новости и акции школы?
Close
Напишите нам
WhatsApp

Сюжеты мировой литературы: правда ли, что все истории повторяются?

Эней и Одиссей скитаются по морям, Алиса пытается найти дорогу домой из Страны чудес, а Элли — из Волшебной страны. Истории похожи? И вправду. Если у вас возникало ощущение, что сюжеты мировой литературы повторяют друг друга, то, поверьте, вы не одиноки. С вами согласятся многие фольклористы, писатели и даже психологи.
Литературные герои основываются на архетипах, потому их арки развиваются по одним и тем же схемам.
Архетип
часто повторяющиеся образы, присутствующие в мифах, легендах и художественных произведениях. Прообраз, который перешел из фольклора в искусство и прочно закрепился в культуре.
Подписаться на новости, бесплатные лекции и скидки
Попытки вычленить каждый такой сюжет превращались в классификации с описанием важнейших точек повествования.

Сколько на самом деле существует таких сюжетных моделей, сказать сложно. Разные авторы приводят в пример свои типологии: кто-то уверяет, что сюжетов больше тридцати, кто-то считает, что их семь, а американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл уверял, что истории и вовсе идут по единому пути.

Попробуем разобраться в количестве сюжетных архетипов и понять, чем это знание может пригодиться в творчестве.

Что такое мономиф и почему он универсальный сюжетный архетип

Перед тем, как разобрать остальные сюжетные архетипы, стоит ознакомиться с самой знаменитой концепцией, ставшей неотъемлемой частью культуры — мономифом.
Мономиф (единый миф)
концепция, согласно которой все мифические герои человечества проходят один и тот же путь вне зависимости от их времени и культуры. Мономиф иногда так и называют — «Путь Героя».
Иногда мономиф используют, чтобы выявить схожести в мифологиях разных регионов. В таком случае его именуют метамифом.

«Путь Героя» Джозефа Кэмбелла

Идею мономифа сформулировал американский исследователь Джозеф Кэмпбелл в своей работе «Тысячеликий герой»:
Герой отправляется из обычного мира в область сверхъестественных чудес: там он встречает невероятные силы и одерживает решающую победу. Герой возвращается из таинственного приключения с силой даровать блага собратьям.
Исследование Кэмпбелла опиралось на религии различных народов. Он сравнивал легенды индейцев с историей Будды, изучал работы психоаналитиков наподобие Карла Юнга и разбирал сюжеты мировой литературы. Сам термин «мономиф» он позаимствовал у писателя, а именно — у Джеймса Джойса из «Поминок по Финнегану».

Какое отношение мономиф имеет к писательской деятельности?

Главный вывод исследований Кэмпбелла заключается в том, что все истории повторяются. Герой всегда один и тот же. Просто в каждом воплощении он меняет лицо. Фактически, это универсальный сюжетный архетип.
Этим часто пользуются авторы для создания магических сюжетов и их протагонистов.
Взгляните на Элли из «Волшебника Изумрудного города» и Фродо из «Властелина колец», и вы увидите, что между ними куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Они оба идут по Пути Героя, пусть и с небольшими отклонениями. Таким же примером Тысячеликого Героя могут быть Гарри Поттер или Люк Скайуокер.

Какое отношение мономиф имеет к писательской деятельности?

Путь Героя состоит из трех этапов: исход, инициация, возвращение.
Исход неразрывно связан с зовом приключений, попыткой от них отказаться и уходом из дома. Инициация символизирует столкновение Героя с антагонистом и его последующую трансформацию. Возвращение показывает уже преображенного персонажа и его дорогу домой.
Каждый из этапов делится еще на несколько частей. В целом, весь Путь Героя — это круг.
Тысячеликий Герой живет обычной жизнью, но оказывается втянут в конфликт, от которого хочет уйти. Найдя союзников, наставника и силы в самом себе, он противостоит Злу и побеждает. Из всех тенденций развития сюжета в мировой литературе Путь Героя является наиболее близкой и понятной для нас.

4 сюжета Хорхе Луиса Борхеса

Сюжетные архетипы изучал и аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. Он считал, что литература циклична, а художественные произведения основаны на четырех основных сюжетах.

Четыре цикла

Литературные сюжеты Борхес называл циклами, чтобы подчеркнуть их воспроизводимость. Именно так — «Четыре цикла» — и называется его эссе с категоризацией историй на основе античных мифов. Их разбор вы найдете ниже.

Сюжет №1: Осажденный город

У Борхеса вдохновением для этого сюжета служит «Илиада»:
Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы.
Суть сюжетного архетипа заключается в борьбе с чем-то чужим, внешним врагом. Основная задача героя в такой истории — выстоять.
Примером этого сюжета в литературе может послужить «Горе от ума» Грибоедова, где Чацкий противостоит Фамусову и его единомышленникам.

Сюжет №2: Возвращение домой

Второй сюжет Борхеса неразрывно связан с «Одиссеей»:
Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к Итаке.
В такой истории герой переживает приключение, изменившее его жизнь, и, преображенный, возвращается домой.
Ее примером в мировой литературе может быть «Хоббит, или Туда и обратно» Толкиена: Бильбо возвращается в Шир после победы над Смаугом, но ему уже не стать прежним.

Сюжет №3: Поиск

Основой поиска стал миф о приключениях аргонавтов и поисках золотого руна:
Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога.
У Борхеса поиск истины приводит к гибели и обречен на неудачу. Протагонист пытается найти правду только затем, чтобы впоследствии потерпеть поражение.
Образцом такого архетипа служит роман «Моби Дик» Мелвилла. Капитан Ахав преследует кита, чтобы погибнуть вместе с ним.

Сюжет №4: Самоубийство бога

Развитие самоубийства бога идёт прямиком по канонам Нового Завета. Именно последний и вдохновил Борхеса на выделение его в отдельный сценарий, на что указывает строка ниже в его эссе:
Христа распинают римские легионеры.
Суть архетипа в том, что великая фигура жертвует собой, тем самым даруя миру прощение или истину. Герой идет на такой шаг добровольно, и его жертву будут вспоминать годы спустя.
Именно это и происходит в «Данко» Горького: протагонист вырывает свое сердце, чтобы осветить им путь другим людям.
В литературной мастерской «Как написать роман» одно из домашних заданий звучит так: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета.

7 сюжетов Кристофера Букера

Несмотря на понятное изложение, типологии выше показались недостаточными писателю и журналисту Кристоферу Букеру. Он уверял, что сюжетов мировой литературы куда больше, и увеличил их количество до семи. Эти мысли он выразил в книге «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории».

Почему Букер говорил, что сюжетов семь?

Нельзя сказать, что автор полностью отказался от идей Кэмпбелла и Борхеса.
Букер поддерживал концепт мономифа, только называл его мета-сюжетом, который, в свою очередь, разветвляется на семь схем повествования. От системы Борхеса Кристофер Букер не отходил, но дополнил комедийным и трагическими сюжетами, заодно выделив истории в стиле «из грязи в князи».

Семь сюжетов, семь историй

Фундаментальными архетипами по Кристоферу Букеру являются следующие истории:
1
Преодоление монстра
Герой вынужден вступить в бой с чудовищем (им может быть не только злое существо, маг или властитель, но и внутренний демон человека) и ценой невероятных усилий побеждает. Роман Брэма Стокера «Дракула» хорошо вписывается в такую модель.
2
Из грязи в князи
Бедный протагонист с помощью союзников или собственной добродетели преуспевает в жизни в отличие от его врагов. Классическим примером такого сюжета является сказка о Золушке.
3
Квест
Персонаж покидает родной дом ради великой миссии. Он собирает вокруг себя компанию друзей или же отправляется в путь один, чтобы выполнить задание, как Фродо из «Властелина колец».
4
Туда и обратно
Как и в квесте, главный герой уходит из привычного мира, но в конце возвращается домой, где ему предстоит столкнуться с проблемами прошлого. Пережитый опыт меняет персонажа, и он успешно преодолевает все трудности, как Гулливер Джонатана Свифта.
5
Комедия
У Букера комедия может не являться смешным произведением. Самое важное здесь – столкновение интересов персонажей и их замешательство, создающее конфликт, как в «Двенадцатой ночи» Шекспира.
6
Трагедия
Ужасные обстоятельства или личный порок протагониста приводят его к неминуемой гибели («Анна Каренина»).
7
Возрождение
Как и в трагедии, порок главного героя запускает конфликт, но история заканчивается счастливо, ведь персонажа спасают или он осознает свои недостатки. Мистер Дарси извиняется перед Элизабет и тем самым добивается ее любви.

36 сюжетов Польти

Еще одну попытку систематизировать сюжеты мировой литературы предпринял французский писатель и театровед Жорж Польти. Его «36 драматических ситуаций» появились задолго до исследований Кэмпбелла, Борхеса и Букера и основывались на творчестве таких драматургов, как Шекспир, Вольтер, Гюго.
Что еще почитать по этой теме:

Список драматических ситуаций

Классификация, которую создал Польти, обширна: он расписал 36 драматических ситуаций с перечнем возможных участников и допустимых финалов. В список вошли:
  1. Мольба
  2. Спасение
  3. Месть за совершенное ранее преступление
  4. Месть близкому за близкого
  5. Травля
  6. Внезапное несчастье
  7. Принесение человека в жертву
  8. Бунт
  9. Отважная попытка
  10. Похищение
  11. Загадка
  12. Достижение
  13. Ненависть между близкими
  14. Соперничество между близкими
  15. Измена, из-за которой происходит убийство
  16. Безумие
  17. Фатальная неосторожность
  18. Невольное кровосмешение
  19. Невольное убийство близкого
  20. Самопожертвование во имя идеала
  21. Самопожертвование ради близких
  22. Жертвование всем ради страсти
  23. Жертва любимыми во имя долга
  24. Соперничество между неравными
  25. Измена
  26. Преступление во имя любви
  27. Бесчестие любимого человека
  28. Любовь, встречающая препятствия
  29. Любовь к врагу
  30. Честолюбие
  31. Борьба против бога
  32. Ревность без оснований
  33. Судебная ошибка
  34. Угрызения совести
  35. Обретение чего-то вновь
  36. Потеря близких

Как знание мировых сюжетов литературы может помочь молодым писателям

Зачем же начинающим писателям присматриваться к сюжетным архетипам? Давайте попробуем разобраться:
1
Сюжетные архетипы помогают выстраивать структуру книги и находить в ней проблемы/дыры, которые нужно заполнить.
2
С их помощью можно найти точки соприкосновения с другими культурами. Как итог, ваше произведение смогут оценить люди за пределами вашего круга общения.
3
Архетипы сюжета раскрывает самые важные для человечества темы. Они показывают, что герои могут сомневаться, но это не значит, что они потерпят поражение.
4
Знание сюжетов мировой литературы поможет вам уйти от шаблонов и проложить свой собственный Путь Героя.
Все истории и вправду повторяются. Но сколько бы романов ни поднимали похожие темы, читательский интерес к новым книгам не будет угасать. Знание архетипов может помочь вам найти вдохновение и ресурс на написание вашей истории, которая обязательно будет выделяться на фоне остальных произведений. В конце концов, ее пишете именно вы, с вашим уникальным стилем и видением.
Чтобы правильно выстроить свое произведение, советуем ознакомиться со статьями «Как создать композицию произведения» и «Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка». В них мы еще подробнее разбираем сюжетные этапы, которые необходимо знать начинающему автору, а практические приемы можно освоить на нашем курсе «Литературная мастерская. Как написать роман».
Литературная мастерская.
Как написать роман
Курс о том, как написать свой первый в жизни роман. Пройти этот путь под руководством опытных наставников и редакторов, которые вели авторов в ведущих российских издательствах.
Онлайн-курс