BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Современный литературный критик: какой он?

Культурный редактор «Афиша Daily», автор телеграм-канала «Литература и жизнь», Егор Михайлов рассказал Band, как, на его взгляд, выглядит литературная критика сегодня.
Анна Коротеева
Автор статьи
Поделиться
— Что изменилось за последние пару лет? Нужна ли в 2024 году критика в классическом понимании, как регулятор литературного процесса?

— Современный литературный критик больше не похож на Белинского. Скорее, это такой приятный, иногда даже услужливый, гид, который подскажет читателю, куда направить свой взор. Некоторым эта перемена не нравится, но, на мой взгляд, это просто данность.

Впрочем, в последнее время у меня возникает ощущение, что от некоторой поверхностности люди всё же устают. В обозримом будущем я бы ожидал подъёма новой, чуть более глубокой критики. Хочется, чтобы критик не только был промежуточным звеном между писателем и читателем, который рассказывает: «Есть вот такая книга, у неё вот такой вот сюжет», а был самостоятельной личностью, обладал своей экспертизой.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Какие направления бывают в литературной критике?
— Можно выделить два больших направления. Первое — глубокие критические тексты. Например, каждый год, когда выходит новый роман Виктора Пелевина, в любом уважающем себя медиа, где есть раздел «Культура», появляется объемный текст, посвященный разбору этой книги с разных сторон. Эти большие, интересные, разные тексты вступают между собой в полилог, и читать это ужасно увлекательно.
Второе направление — книжные обзоры. Это может быть простое перечисление того, какие книги выходят и на что стоит обратить внимание. И в этом случае критический потенциал обзора может исчерпываться тем, какие книги в него попали, а какие — нет. Впрочем, чаще такие мини-рецензии проникают на некоторую глубину и дают читателю чуть больше информации, чем то, что такая-то книга существует на свете.
— Есть ли у читателей спрос на профессиональный взгляд? Или, скорее, критика уходит в книжные блоги: читатель ждёт рекомендаций, а издательства и авторы — PR?
— Сколько читателей, столько и потребностей. Более того, даже если мы спросим сотню читателей и они скажут, что им нужны только рекомендации, это не означает, что более глубокому анализу они не будут рады.
Мне не близко снобское мнение, что писатели и критики должны воспитывать читателя. Читатель не маленький ребенок, чтобы его воспитывали кнутом и пряником. Но с читателем стоит вступать в диалог, спорить, подначивать, провоцировать. Если вам есть что сказать, если вы уверены, что ваши мысли об этих книгах стоят того, чтобы быть услышанными, нужно идти поперёк течения. Вполне возможно, читатель обнаружит, что именно вот это ему и надо, просто он про это не знал.
Когда говорят, что книжная критика превратилась в чуть более независимый вид книжного пиара и просто «обслуживает» издателей и писателей, — это очень сильное упрощение и не всегда справедливое. Но некоторое зерно правды в этом есть: люди, называющие себя критиками, не всегда таковыми оказываются. И если вам кажется, что критика стала слишком уж беззубой, — приходите и сделайте её лучше.
Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
- писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
- создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
- писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.
— Можно ли считать книжных блогеров критиками?
— С одной стороны, разумеется, книжные критики и блогеры — это две разных сущности, две разных группы. А с другой стороны, это не бинарная система из двух групп, между которыми стоит кирпичная стена. Многие критики выступают и в роли книжных блогеров, а книжные блогеры подчас становятся критиками.
Разница между ними довольно расплывчата. Обычно статус критика вызывает у читателя ощущение большей объективности или претензии на эту объективность. А фигура блогера как будто бы дает разрешение быть проще, быть ближе к читателю, к комьюнити и так далее. Но в этом смысле многим книжным критикам было бы небесполезным научиться у блогеров снижать уровень снобизма и писать более «человечным» языком.
При этом книжные блогеры, конечно, могут становиться «серьёзными критиками» — в больших кавычках, — учиться приёмам анализа произведений, которые сделают их книжный блог глубже и интереснее.
В общем и целом книжные блогеры и критики — это просто две разных роли, которые часто играют одни и те же люди.
— На какие громкие имена в литературной критике стоит обратить внимание?
— Если вам интересны люди, которые пишут о книгах, непременно стоит познакомиться с тем, что пишет критик Андрей Мягков. Обязательно читать все, что пишет Константин Мильчин. Поглядывать на то, что происходит на сайте «Прочтения».
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.