BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Почему статьи – это классный формат для старта, как писать хорошие статьи и сколько на них можно зарабатывать

Я в редактуре уже пять лет. Когда преодолела этап бирж, свои первые нормальные деньги начала зарабатывать именно на статьях — платили и платят до сих пор от 7000₽ за материал. За первые пару лет фриланса я написала 250+ статей для крутых компаний: Т—Ж, МТС, «Сбера», «Яндекса», «Московской биржи», «Нескучных Финансов». Этот опыт стал мощным толчком к еще более интересным проектам и к еще более высоким гонорарам.

Почему статьи — это идеальный формат для новичков?

Есть несколько причин:
Возможность поработать в связке с редактором, получить подробную связь на свою работу и за счет этого сильно прокачаться. Многие начинают с постов, но на маленьких форматах тексты часто отдают на откуп копирайтеру. А при работе над статьями почти всегда есть редактор, который направит в нужную сторону.

Возможность поработать с крутыми брендами. Больше всего потребности в статьях у корпораций, т.к. им нужно писать сразу для десятков разных площадок. Например, я свою первую статью опубликовала в Т—Ж: получила классный материал для портфолио, еще и неплохой гонорар.

Хорошая оплата. Даже если получать за статью 4000₽ (а меньше я суммы не часто встречаю), то за 10 статей в месяц можно зарабатывать 40 000. Это уже больше, чем на бирже, причем работать по 12 часов в день не придется.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Кто и зачем заказывает статьи?

Я выделяю четыре вида заказчиков, но они могут миксоваться.
Крупные корпорации. Это большие компании с кучей подразделений и кучей клиентов, каждому из которых интересно свое. У условного «Сбера» есть блоги и про финансы, и про технологии, и про недвижимость.
Пример моей статьи для странички «Сбера» на «Пикабу» — про кибербезопасность
Бренд-медиа. Это что-то вроде онлайн-журнала, который не всегда рассказывает напрямую о продукте компании, но косвенно его касается. Например, я целый год писала про маркетплейсы для бренд-медиа «Яндекс Маркета» «Чек».
Так выглядит бренд-медиа онлайн-школы «Фоксфорд»
ИТ-компании. Это не только гиганты вроде «ВКонтакте» и «Яндекса», но и небольшие организации, потому что IT-продукты — это не самая простая штука. Статьями они сразу решают две задачи: помогают клиентам понять, зачем вообще им нужно обращаться в эти компании + строят таким образом HR-бренд и привлекают к себе сильных специалистов. У некоторых есть третье направление — они проводят какое-то обучение и так привлекают в сферу новичков.
Статья про маркетинг и аналитику в блоге IT-сервиса
Любая компания, у которой сложный продукт. Редко можно увидеть, что условная «Пятёрочка» будет писать статьи о том, зачем нужны огурцы. Другое дело — сложные продукты. Какие-то сервисы, B2B-услуги, медицина. Многие эти компании в статьях рассказывают о своих продуктах и проблемах сферы.
Статьи в блоге «Нескучных Финансов» объясняют, почему бизнесу нужно грамотно работать с деньгами — а заодно продают услуги компании

Где публикуют статьи и в чем специфика разных площадок?

Площадок очень много, вот несколько, с которыми работала я:
  • Блог на сайте — особенность статей для блогов заключается только во внутренних требованиях компании (редполитика, ToV и пр.)
  • VC.ru — стартаперско-технологическая тусовка, куда приходят повеселиться.
  • «ПромоСтраницы» — здесь публикуют продуктовые статьи, чтобы продвинуть человека по воронке продаж.
  • «Хабр» — площадка про технологии, сюда суровые айтишники пишут статьи для суровых айтишников.
На старте я советую пробовать разные площадки: изучать их требования, читать успешные материалы. Если клиент приходит с одним запросом, хороший автор поможет ему выбрать наилучший вариант. Например, если заказчику нужна статья в блог, а автор понимает, что лучше опубликоваться в каком-то СМИ, на котором уже есть аудитория — тогда статья гарантированно соберет просмотры.

Где искать заказы на статьи?

Я свои первые заказы искала в Телеграм-каналах с вакансиями. Например, в «Норм работе» и «Текстодроме». Поначалу откликалась на темы, в которых уже разбиралась на тот момент: проходила курсы или раньше работала в этой сфере. Если ничего такого найти не получается, важно помнить: главное не уже разбираться в чем-то, а быть готовым разобраться, когда это нужно.
Вот пара вакансий из Телеграм-каналов. Авторов статей ищут совершенно разные компании, большинство готовы хорошо платить за работу
Еще один способ — напрямую написать в компанию, продукт или контент которой вам нравится. Я так однажды написала в Unisender и предложила делать статьи для их блога. В итоге мы сотрудничаем уже два года, и со временем мне стали поручать в компании более интересные проекты.

Как любую статью сделать сильнее и за счет этого удержать читателей?

Сильной любую статью делают два инструмента — примеры и сценарии. Благодаря им люди дочитывают статьи до конца, а после прочтения у них в голове что-то остается.
Примеры. Элементарная штука, которая должна быть в арсенале любого пишущего специалиста. Если вы привели какой-то теоретический тезис или абстракцию, ее обязательно надо подкрепить примером. Абстракции каждый понимает по-своему, т.к. у всех свой опыт. Задача примеров — нарисовать в голове картинку, которую все поймут одинаково.
В статье для Unisender я привожу пример, о чем стоит писать в деловом письме
Сценарии. Сценарий помогает читателю увидеть себя в той ситуации, в которой ему пригодится продукт. Например, мы пишем статью про преимущества какого-то ЖК и говорим, что в нем все подъезды находятся на уровне земли. Это некий тезис, характеристика, фича. Но пока мы эту фичу не объясним, человек не поймет — ну на уровне земли, ну и что мне с этого? А мы можем добавить сценарий: все подъезды находятся на уровне земли, вам не придется затаскивать коляски по ступенькам. Если целевая аудитория ЖК — семьи с детьми, они сразу поймут, почему здесь стоит купить квартиру.
Вот я начинаю статью про платежный календарь со сценария, в котором предприниматели узнают себя

***

Напоследок поделюсь небольшим факапом из своей практики. Как-то мне написал редактор «Нескучных Финансов» и предложил подготовить для них пару статей. Я не очень люблю финансовую тематику, но согласилась. Когда один из моих текстов опубликовали, я поняла, что редактор полностью его за мной переписал. Я даже не стала добавлять эту работу в портфолио — настолько было стыдно.
С тех пор я придерживаюсь принципа: работать только с близкими и интересными мне темами, не наступать себе на горло, не гнаться за какими-то проектами, лишь бы заработать денег. По-моему опыту это ни к чему хорошему не приводит. А мое от меня еще никогда не уходило — и от вас не уйдет.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.