BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Юлия Штейман: «Блог даёт радость от проявления»

Выпускница нескольких курсов Band Юлия Штейман ведёт авторский канал о текстах, редактуре и актуальной литературе, а также консультирует на тему развития в Телеграм. А ещё у неё четверо детей, загородный дом и писательские амбиции. Обсудили с Юлией, как развить свой телеграм-канал, что блогерство даёт лично ей и как ей удаётся всё успевать.
Кристина Гептинг
Автор статьи
Писательница, журналистка, автор блога Band
Поделиться
— Сейчас каких только телеграм-каналов нет. Как найти свою тему, свою нишу, и вообще, стоит ли в 2024 году начинать вести телеграм-канал?

— Конечно же, стоит, если есть такое желание, потому что самое лучшее время — сейчас. Нишу найти довольно просто, здесь надо исходить из вашего интереса. Что вы любите? О чём вы готовы писать тексты буквально каждый день? В какой теме хотите развиваться и рассказывать об этом? Исходя из этих потребностей, и надо заводить Телеграм-канал. А не из того, что сейчас модно и актуально — тренды проходят, а ваши жизненные интересы — нет. Вас должен увлекать процесс создания контента и общение с подписчиками. Если тема будет вами любима, то и ведение канала станет приятным занятием. В этом случае у вас, скорее всего, всё получится и не захочется всё бросить через пару месяцев.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Сколько подписчиков навскидку бесплатно может собрать, например, книжный канал?
— Это зависит от нескольких факторов. Если у вас уже есть большой блог в какой-нибудь другой соцсети, то можно перелить часть лояльных подписчиков оттуда. Если начинаете с нуля, то всё гораздо труднее. Думаю, бесплатно можно собрать примерно 300-500 человек за несколько месяцев. Но придётся использовать много разных методов условно-бесплатного продвижения. Вкладывать в канал много времени и сил: делать качественный, интересный и актуальный контент, придумывать разные коллаборации с другими каналами и писать статьи на другие площадки со ссылкой на ваш канал.
— Какие можно использовать методы бесплатного продвижения?
— Тут хочется отметить, в Телеграме практически нет бесплатного продвижения и, чтобы получить подписчиков без денег, надо сильно постараться. Но начинать привлекать людей в свой канал надо всё же бесплатными способами. Так вы лучше поймёте, кто ваша целевая аудитория, и наберёте первых лояльных читателей.
У Юлии есть отдельная рубрика, в которой она даёт рекомендации начинающим авторам
В первую очередь советую пригласить подписчиков из других ваших соцсетей — напишите пост и сделайте сторис о том, что завели телеграм-канал. Но чудес не ждите, в самом лучшем случае в телеграм-канал придёт процентов пять от общего числа аудитории других площадок, потому что люди неохотно переходят в непривычные для себя соцсети.
Потом добавьте в канал друзей, знакомых и коллег из контактов в Телеграм. Но сделать это можно до 200 подписчиков на канале, и если читателей на канале уже больше, то этот способ не сработает. Делается это так: в управлении каналом заходите в Подписчики, затем нажимаете Добавить подписчиков и выбираете, кого хотите принудительно добавить. Но добавляйте не всех подряд, а только тех, кому вы симпатичны, кому может быть интересен ваш контент. А ещё лучше: напишите каждому приглашённому личное сообщение, что это вы добавили его.
Затем подключите себе Telegram Premium и занимайтесь комментингом от лица канала в блогах, которые любите и читаете сами. Таким образом не набрать большую аудиторию, зато с комментариев приходят люди, которые становятся самыми преданными читателями и онлайн-друзьями.
Ещё в Телеграме есть функция сторис, и через неё вы тоже можете пригласить в свой канал — люди, у которых вы записаны в контактах, увидят вашу сторис и, возможно, зайдут посмотреть ваш канал. Если им понравится, то они подпишутся. Это экологичная альтернатива принудительному добавлению контактов. Когда наберёте 100-150 подписчиков, то можете продвигаться взаимопиарами с такими же небольшими блогами, как и ваш.
Ещё в книжных каналах хорошо устраивать подборки, где каждый канал рассказывает про какую-нибудь книгу. Также можно приглашать к себе в гости интересных коллег и делать с ними интервью. Писать статьи на релевантных площадках со ссылкой на ваш канал.

Пример подборки, где участвуют сразу 10-15 каналов, и каждый рекомендует одну книгу

— Любой блогер сталкивается с критикой, а кто-то и с хейтом. Многие, понимая это, боятся заводить блог. Что бы вы посоветовали этим людям?
— Надо понимать, что если вы заводите блог, то столкновение с негативом неизбежно. Рано или поздно это случится. Потому что вы не купюра в сто евро и не можете нравиться всем подряд. Надо сразу принять этот факт и быть к нему готовым. Главное — осознавать, что критика или хейт в ваш адрес — это не про вас, а про того человека, который нападает. Это с ним что-то не так, раз он лезет с негативом в ваше пространство. И надо постараться не принимать это на свой счёт.
Если критика обоснованная, можете подискутировать и отстоять свою точку зрения. Если же это неадекватный выпад или оскорбления, то сразу блокируйте такого товарища. Бывают разные ситуации, и если чувствуете, что не справляетесь сами, то, может быть, стоит обратиться к психологу — это всё не шутки.
Но я всё же советую относиться к хейтерам философски, с юмором и использовать их во благо своему контенту: пишите про них посты и делайте протагонистами в вашей прозе.
— Вы прошли не один курс Band. Расскажите, чем каждый из них вам был полезен — как блогеру и как начинающему писателю?
— Изначально я была простым копирайтером и занималась коммерческими текстами: писала посты для соцсетей, продающие креативы, рассылки, презентации и статьи. Но мне было всегда интересно узнать: как же пишется проза? Какие там есть секреты и техники? Любой человек, если захочет, может научиться писать тексты и стать копирайтером. А вдруг с писательством то же самое? Мне было очень любопытно это проверить. Я знала про школу Band от моей подруги, которая уже училась у вас, поэтому вопроса какие курсы выбрать, у меня не возникло.
Один из хитов Band — курс «Как писать нон-фикшн: от коротких постов до лонгридов», на котором вы найдёте свой стиль и научитесь писать посты, статьи и истории в любом виде и формате.
Сначала я прошла курс по прозе. Узнала, как начать и закончить рассказ, как написать интересную историю. Потом пошла на курс по роману и теперь знаю структуру и секреты большого произведения. Затем я прошла курс по автофикшн и поняла, как литературно писать о себе, чтобы это было романом, а не графоманией. Мне понравилось, что все лекции на курсах школы Band ведут настоящие изданные писатели — наши современники. Очень запомнились лекции Юрия Кракура, Яны Вагнер, Светланы Сачковой, Григория Служителя и Яны Летт. Потом я, конечно же, прочла их книги, и они мне понравились, все без исключений.
Ещё меня очень впечатлила обратная связь на курсах. Моими редакторами были Анастасия Дробина и Кристина Гептинг — они досконально прорабатывали мои тексты. Мягко и деликатно показывали ошибки, говорили, что конкретно в тексте хорошо, а что и как можно докрутить или переделать. Это был восторг, и все советы редакторов я бережно храню и даже перечитываю, когда работаю с прозой.
Польза курсов Band для моего блогерства тоже неоспорима: теперь я умею писать истории, разбираюсь в современной литературе, знаю имена и книги, которые обязательно надо прочитать — и пишу об этом на своём канале.
— Начинали вы как копирайтер, сейчас вы блогер и консультируете по ведению Телеграма, а также пишете книги. А ещё вы многодетная мама! Вы всё это совмещаете или всё-таки какая-то ваша «личность» преобладает?
— Совмещаю очень легко: чем больше делаю, тем больше успеваю. Это удивительный закон жизни, но он определённо работает. До сих пор помню, как совершенно ничего не успевала с одним маленьким ребёнком… Наверное, в реальной жизни преобладает моя грань материнства, и я просто обыкновенная мама для своих детей и хозяйка загородного дома с садом и огородом, которая в свободное время, которого всегда не хватает, любит рукодельничать. А вот в онлайне я уже более многогранная личность: и копирайтер, и гострайтер и писатель-теоретик (потому что ещё не издавалась) и эксперт по Телеграму — всё это находит отражение в моих шести каналах и в работе с текстом.
— Как вы считаете, зачем вообще вести блог? Что это даёт человеку?
Канал или блог даёт радость от проявления, возможность писать и быть прочитанным, дарит новых друзей по интересам, знакомит с потрясающими коллегами и со временем становится любимой работой — приносит доход. Поэтому если вы хотите завести Телеграм-канал, то начинайте действовать, и всё у вас получится, если вы готовы трудиться! Я проверила — это именно так и работает.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.