BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

«В ближайшее время нейросети работу у сценаристов точно не отберут»

На современных онлайн-платформах практически каждый месяц появляется новый кинопроект. Профессия «сценарист», в связи с этим трендом, становится всё более привлекательной.

Какими качествами должен обладать сценарист? Как понять, что у твоего сценария есть коммерческий потенциал? Как защитить проект на питчинге?

Узнали у сценарных агентов StarDust — Елены Зуевой, Алины Коробковой и Екатерины Павловой.
Анна Коротеева
Автор статьи
Поделиться
— Чем занимается сценарный агент?

Алина Коробкова:
— Если вкратце, то сценарный агент ищет проекты для сценаристов, ведет все переговоры относительно гонораров, сроков и остальных условий, помогает решать возникающие проблемы и в целом делает жизнь сценариста более комфортной.
— Как сценаристу понять, что у его истории есть коммерческий потенциал?

Елена Зуева:
— Это была бы классная суперсила и автора, и агента, и продюсера, но, к сожалению, даже очевидно беспроигрышные истории проваливаются в прокате или не показывают ожидаемого рейтинга.
Можно выделить несколько характеристик, которыми должен обладать проект на уровне сценария, чтобы стать коммерчески успешным:

  • базовый развлекательный жанр (комедия, ромком, сказка, фэнтези, хоррор, триллер)
  • максимально широкая аудитория
  • понятные и актуальные тема, герои, сюжет
  • узнаваемый «бренд» в основе истории — это могут быть герой, событие, книга, песня (например, проекты «Чебурашка», «Движение вверх», «Последний богатырь», «Мастер и Маргарита»)
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Вы упомянули, что в основе истории может быть уже узнаваемая книга. Получается, это хороший старт для начинающего сценариста — для первого сценария выбрать адаптацию известных книг, игр? И какие требования к адаптациям?

Екатерина Павлова:
— Да, формат адаптаций литературных произведений сейчас пользуется спросом.

Главное, чтобы права на произведение были свободны, а остальные требования такие же, как и к оригинальным сценариям.
— Елена, вы 15 лет работали редактором в известных кинокомпаниях (Профит, Среда, RWS и др.). Какие типичные ошибки вы замечали в сценариях?

Елена Зуева:
Их много.

Перечислю технические ошибки, которые вызывают нервный тик на пару дней:
  • подробные описания внешности героев в ремарках, вплоть до родинок и подтяжек, которые никак не влияют на сюжет истории;
  • описание внутреннего состояния и чувств героев в ремарке (показываем через действие);
  • отсутствие нумерации сцен (пожалейте редактора!);
  • «говорящие головы» – когда сцена полностью состоит из диалога (такое может быть, но обычно герои действуют в какой-то локации, двигаются, кашляют, отворачиваются, пинают камень и т.д.);
  • нет единообразия в написании имён героев (ИВАН БОРИСОВИЧ - БОРИСЫЧ - СЛЕСАРЬ - ДЕД — это может быть один тот же герой)))
  • описание действия в ремарках в прошедшем времени (только настоящее!)
Драматургические ошибки — это уже совсем другой разговор.
— Как обычно проходит оценка сценария?

Екатерина Павлова:
— При оценке сценариев смотрят на структуру, логику повествования, понятность истории. Также важное значение имеет наличие или отсутствие спроса на такую историю с точки зрения современной киноиндустрии.
— Какими качествами, на ваш взгляд, важно обладать сценаристу, чтобы добиться успеха в профессии?

Алина Коробкова:
— Прежде всего, сценарист должен обладать безграничным терпением ☺ Пройдет немало времени перед тем, как вы получите достойную работу. А когда вы ее наконец получите, придется многое править, переписывать, дополнять и т.д.
Во-вторых, нужно уметь слышать и слушать. В том числе и для того, чтобы понять, что именно хочет продюсер, и делать меньше правок.
И, конечно, же, огромной фантазией, чтобы придумывать классные истории.
— Как подготовиться к питчингу проекта, чтобы на него обратили внимание продюсеры?

Алина Коробкова:
— Вот несколько советов:

1. Нужно написать для питчинга речь, которая будет укладываться в заданный хронометраж (как правило, это 5 минут, но может быть и 3).
2. Чтобы уложиться в тайминг, текст нужно читать (разумеется, во время подготовки, а не самого питчинга) с секундомером – это обязательно.
3. Текст нужно знать наизусть, а не читать его с листа, даже если питчинг проходит в онлайн формате. Импровизацию не советую, нужно четко знать, что и на каком слайде вы скажете.
4. Также обязательно нужно подготовить красивую презентацию.
5. Не бояться, быть готовым к критике и верить в свою историю ☺
— Стал ли выше запрос на сценарии у платформ?

Екатерина Павлова:
— Платформы регулярно испытывают дефицит в сценариях. Ежегодно в разработках у каждой платформы более сотни проектов, но не все они доходят до производства, поэтому запрос у платформ на сценарии не снижается.
— От платформ есть запрос на детские и подростковые истории, так как они бы хотели привлечь молодую аудиторию. Сохраняется ли этот тренд в 2024? И если да, то могли бы вы привести пример удачных проектов?

Елена Зуева:
Да, такой запрос был некоторое время назад, сейчас он сместился в сторону семейного контента.

Из удачных кейсов – «Манюня», «Плакса», «Цикады», «Лэйт найт скул».
— По вашему опыту, как сильно меняется сценарий после того, как его берёт в работу режиссёр? Может ли сценарист на это как-то влиять?

Екатерина Павлова:
— Режиссер может брать в работу сценарий на разных уровнях. От этого, прежде всего, и зависит степень его вовлеченности в изменение сценария.

Если режиссер появляется на проекте на этапе девелопмента, то велика вероятность его креативного сопровождения работы над сценарием, вплоть до того, что режиссер становится полноценным соавтором.
В другом случае — когда режиссер приходит уже на этапе готового сценария — изменения уже носят скорее характер доработки под производство. Где-то появляются новые художественные приемы, сцены могут немного видоизменяться в зависимости от того, каким итоговую картину видит режиссер, обычно это называется режиссерским сценарием.
Сценарист может влиять на те или иные изменения по большей части на этапе девелопмента, когда написание итого драфта находится в поле его ответственности.
Уже на этапе непосредственной подготовки и производства основное влияние имеет режиссер — сценарист может консультировать его в тех или иных моментах даже на площадке — подкидывать реплики, что-то дорабатывать фактически на ходу — это сильно зависит от продакшена, режиссера и производственных возможностей.
— Чем, на ваш взгляд, отличается работа сценариста сегодня и 5 лет назад? Изменилось ли что-то в индустрии с приходом ИИ и чат-ботов?

Алина Коробкова:
— Очевидно, что 5 лет назад доминировало телевидение, а сейчас бОльшая часть запросов приходит от платформ. На телевидение есть жесткие требования к форматам, в которые должны «попадать» авторы. На платформах таких ограничений гораздо меньше.
А что касается прихода ИИ и чат-ботов, выводы делать рановато. Пока могу сказать, что на одном из фестивалей в прошлом году показывали пилотную серию, сценарий которой был написан нейросетью. После просмотра я поняла, что в ближайшее время нейросети работу у сценаристов не отберут.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.