BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Дмитрий Ретих: «Пьесу важно дописать»

Драматург Дмитрий Ретих — новый автор и мастер курса «Мастерская драматургии: пишем пьесу». С Дмитрием можно будет поработать на тарифе «Профи». Мы задали ему самые важные, болезненные и каверзные вопросы, которые, кажется, волнуют каждого начинающего автора пьес.
Поделиться
Дмитрий Ретих — драматург, сценарист, прозаик. Окончил сценарный факультет ВГИКа (2012) и магистратуру Театрального института им. Б. В. Щукина (2021). В разные годы пьесы Дмитрия входили в лонг- и шорт-листы драматургических конкурсов «Действующие лица», «Ремарка», «МоноЛИТ» и др. Член Союза писателей Москвы. Дмитрий ведет тренинги, мастер-классы и спецкурсы. Преподавал в МХАТ, МОЛУ. Публиковался в журналах «Октябрь», «Юность» и др.
— Если человек никогда не писал пьесы, какие темы и жанры вы рекомендуете, а какие — нет?

— Все индивидуально. Ведь этому человеку может быть как пятнадцать, так и пятьдесят лет. Это совершенно разный жизненный бэкграунд. Опыт, насмотренность, наблюдательность — здесь играет роль заинтересованность людьми. Я бы не советовал новичкам в драме работать с комедией. Это очень сложный жанр. Первая же написанная комедия редко бывает удачной. Второй сложный жанр — это монопьеса. С ней далеко не всем професииональным драматургам удается справиться, потому как очень сложно отличить монопьесу от прозаического текста, написанного от первого лица. И без понимания того, как сделать длительную речь одного персонажа действенной, может получится проза вместо монопьесы. Я бы начинал с того, что я знаю, с того, в чем разбираюсь. Не надо стартовать с больших форм, лучше — с одноактной пьесы с небольшим количеством персонажей. Сцены, в которых больше трех-пяти персонажей — это высший пилотаж. Драматургу сложно сделать так, чтобы не было статичных персонажей.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— У вас большой позитивный опыт в конкурсах пьес. А есть ли какой-то универсальный совет или советы, которые помогают добиться такого же успеха?
— Есть универсальный совет: не разочаровываться в тех случаях, когда вы не попадаете в лонг-лист или в шорт-лист, вас не упоминают и т.д. Вы просто отправляете пьесу, и она благополучно исчезает в потоке десятков, а то и сотен пьес, которые отправляются на конкурсы? С этого начинают подавляющее большинство драматургов — с того, что пьеса отправлена и на нее не обратили никакого внимания.
Универсальное правило номер один, самое важное и самое главное: не думать, что это трагедия, не принимать близко к сердцу, а просто продолжать писать и отправлять на конкурсы. Не обижаться, если что-то вам не вручили. Не обижаться на каких-то конкретных членов жюри. Просто это процесс, это путь, который проходят почти все современные российские драматурги.
— Чем принципиально отличается драматургия от сценаристики, от прозы?
— Сценаристика от театральной драматургии принципиально ничем не отличается. Первая, в общем-то, училась всему у второй. И существуют они по одинаковым принципам, заложенным еще Аристотелем. Есть нюансы какие-то, есть особенности записи. Еще, конечно, монтаж, который дозволен в кинематографе и не всегда дозволен в театре. Но в общем смысле это одно и то же.
А вот с прозой — совершенно другая история. Что может позволить себе проза, не может позволить себе драматургия. Например, в прозе может быть бездейственное слово в огромном объеме. Описательное, переживательное, настроенческое, как угодно это можно назвать, но оно будет бездейственным. Драматургия такую роскошь себе позволить не может. И за каждым словом стоит определенное действие, определенные процессы, находящиеся в постоянном движении.
— Чем изучение драматургии может помочь сценаристам и прозаикам?
— Сценаристика очень любит убегать в короткую сценическую форму, когда отношения между персонажами как будто бы обрываются, как будто бы за динамикой прячутся настоящие переживания, настоящие отношения.
Театральная драматургия склонна полностью раскрывать внутреннее состояние героев. На это в театре есть время и сценические возможности, чтобы давать спектр различных состояний героев. И это то, чего иногда не хватает в кинематографе, где порой возникают плоские персонажи. Театральная драматургия может оживить героев, сделать их более живыми, естественными. Потому что драматург, когда пишет, понимает: если он чуть-чуть хотя бы приврет в тексте, его потом режиссер и актеры просто съедят!.. Если актерам кажется что-то не совсем естественным, они всегда на это обратят внимание и потом на спектакле уже это будет видно. Поэтому очень важно драматургам ходить на постановки собственных пьес, чтобы понимать, что работает в тексте, а что не работает...
— Что самое главное для драматургического текста?
— Быть законченным. Мне кажется, это вообще важно для любого художественного текста — быть законченным. Как и любой текст, пьесу важно дописать. Понятно, что практически невозможно, чтобы собственный текст полностью удовлетворил драматурга — нет пределов совершенству. Но стремиться к этому стоит. Поэтому я против спешки, я — за законченность.
Дописать начатую пьесу, а может, впервые попробовать себя в текстах для театра вы сможете на курсе «Мастерская драматургии: пишем пьесу». По итогам курса лучшие тексты попадут на читку в Part Academy. Есть и шанс на полноценную постановку! Курс стартует 24 декабря.
— Обычно драматургии уделяется сравнительно немного времени даже на школьных уроках литературы. Часто мы помним только о «Вишневом саде» или «Грозе». С чего можно начать восполнять пробелы?
— Я, конечно же, в школе читал драматургию, но она меня особо не впечатляла, как и многих детей, и как-то одним летом мне попалась толстенная книга пьес советского драматурга Виктора Розова, у которого тематика в основном касалась молодых людей — старшеклассников, студентов… Мне это оказалось близко, хоть пьесы Розова и были написаны шестьдесят лет назад. Я залпом прочитал эту книгу и влюбился после этого во всякую драматургию... Например, Чехов — вообще невероятно сложный драматург для понимания и для разбора не только в школе, но и в институте. Есть драматурги полегче, с очень понятными героями и мотивациями этих героев. И они близки молодым читателям — с них и нужно начинать.
— Где можно почитать тексты современных российских драматургов? Становятся ли они книгами?
— К сожалению, практически не издают книги пьес. Единицы авторов-драматургов публикуют книги. Есть литературные журналы, где можно напечататься. В интернете есть какое-то количество библиотек с пьесами: самая известная — это библиотека Сергея Ефимова. Хорошая библиотека пьес появилась на сайте Любимовки: там не только авторы, которые побеждали, но и другие участники, а также огромное количество других пьес. Журнал «Лиterraтура», например, публикует пьесы современных драматургов. Существует телеграм-группа «Пьесы есть» — там много произведений.
— Как вообще начать ориентироваться среди имён, на кого обращать внимание? Можете посоветовать современных российских драматургов, с текстами которых можно и нужно начать знакомиться?
— Я не знаю, как ориентироваться среди авторов. Их действительно огромное количество, и кто-то на слуху, кто-то получает различные призы и побеждает в конкурсах. Есть классные драматурги, которых не ставят, поэтому сложно сказать: либо попадет вам в руки пьеса, которая вас зацепит, либо этого не произойдет. Я бы, наверное, назвал имена, но могу кого-то забыть. Все уникальные, все пишут абсолютно по-разному. У каждого свои стилистика, жанровые предпочтения, поэтому выбор сейчас просто огромный. Вопрос в том, где это все искать. Можно изучать победителей драматургических конкурсов за последние пять–десять лет.
— Насколько мир театра открыт новым авторам? Туда можно попасть с улицы — ну или хотя бы после обучения?
— Кому-то удается. Но это всегда скорее исключение, подтверждающее правило. А правило гласит, что случайным людям в театр не попасть. К сожалению или к счастью. Если в театр будут попадать буквально все, кто хочет, это не всегда будет приводить к качественным постановкам. Поэтому, наверное, все закономерно.
Какое обучение может позволить открыть двери театра? Мне кажется, приверженность определенной школе или определенному театру. Если вы любите конкретный театр, вы туда ходите, вам нравится драматургия, которая там есть, как там играют актеры, какая там режиссура, то постарайтесь каким-то образом сделать так, чтобы двери этого театра для вас в какой-то момент открылись. Театры очень разные, стучаться можно во все. Важно понять, какие именно двери — ваши.
— Каковы ваши цели на драматургическом курсе Band?
— Во-первых, помочь начинающим авторам написать качественные пьесы в сжатые сроки, применить некоторые новые авторские методики в образовательном процессе. А еще — научиться чему-то новому у авторов, у которых еще пока незамыленный взгляд на драматургию.
Среди пьес Дмитрия Ретиха, поставленных в театрах:

«Шочимики. Цветочная смерть». Премьера состоялась осенью 2021 года на Малой сцене «Электротеатра Станиславский». Режиссёр — Игорь Макаров.

«Близкие люди». Совместная премьера «Такого театра» и компании Part Academy, которая прошла в июне 2024 года в Петербурге. Режиссёр — Татьяна Вайнштейн.

«Лучший сотрудник вечности». Спектакль поставлен в 2023 году в театре «2act» в Алматы, режиссёр — Виталий Шенгиреев
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.