BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Какие ошибки совершают начинающие авторы?

Разбираем итоги марафона от Литрес Самиздат и Бэнд «Прокачайся к лету»! Редактор, постоянный автор издательств «Эксмо» и «Руграм Т8», Анастасия Дробина о работах, которые вошли в шорт-лист.
Анна Коротеева
Автор статьи
Поделиться
Анастасия Дробина, редактор, автор издательств «Эксмо», «Руграм Т8»

«Я впервые в составе жюри на ЛитРес,
и для меня было приятной неожиданностью узнать, как много среди участников
конкурса способных и даже талантливых авторов.
Автофикшн — это всегда сложно, поскольку, в отличие от сюжетных жанров, он всегда предполагает бОльшее раскрытие автора, необходимость впустить читателя в свой внутренний мир, в свою жизнь, которая, как у любого человека, далека от идеала, показать в тексте то, что порой не рассказывают даже самым близким людям. Для работы в этом жанре требуется в первую очередь смелость: иначе из текста уйдёт самая главная его составляющая - искренность. Писать о себе совсем не просто. Грамотно, органично сочетать в тексте реальность и вымысел — ещё сложнее. Изложить результат своих усилий красивым и точным стилем — высший пилотаж. И я рада отметить, что работы шорт-листа соединили в себе эмоциональную откровенность, внимание к малейшим жизненным деталям, умение мыслить, анализировать и перекладывать свои воспоминания и размышления в текст.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
Было страшно трудно выбрать трёх финалистов: на самом деле достойных работ оказалось намного больше. Но конкурс есть конкурс - в финал выбираются первые среди лучших. И я позволю себе дать две рекомендации тем, кто не прошёл в финал, но не намерен сдаваться: ведь впереди ещё множество конкурсов и есть вершины, которые нужно взять.
Пожалуйста, обращайте внимание на грамотность, банальную грамотность и чистоту языка. Они необходимы в любом жанре, нет нужды подчёркивать их важность. Именно во владении грамотностью и стилем заключается различие между графоманом и писателем. Ведь подробно и захватывающе рассказать о своих приключениях и переживаниях может любая баба Маша с лавочки у подъезда: попадаются ведь удивительно талантливые старушки! Но ни одна баба Маша никогда не станет настоящим писателем, потому что она не умеет оформлять историю своей бурной жизни или хотя бы нескольких её моментов в стройный, грамотный и читабельный литературный текст. И поэтому очень важно следить за текстом, вычитывать его (в идеале - несколько раз), обращать внимание на грамотность конструкций (и даже отдельных слов!), на канцеляризмы и штампы, на благозвучие и ритм текста. Больше внимания языку, стилю, грамотности.
Обязательно следите за синтаксисом. Хорошая мысль вовсе не всегда должна заключаться в длинную, многоступенчатую, витиеватую конструкцию, дочитав которую до конца, не сразу можешь вспомнить, что было в начале. Очень часто красота природы или анализ внутренних переживаний описывается сложными, тяжёлыми фразами, со штампами, с затёртыми клише, с длинными цепочками прилагательных… Особенно прилагательных, которые должны выбираться прицельно точно, брать качеством, а не количеством! Не стоит излишне украшать текст, намеренно удлинять фразы ради сомнительного эффекта. Очень важно помнить, что в литературе прекрасно работает принцип бритвы Оккама: не множьте сущности без необходимости. Не пишите двадцать пять слов там, где можно обойтись пятью. Ещё «наше всё» Пушкин писал когда-то, возмущаясь многословием в литературных текстах: «…этот человек пишет — «благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное гордое, пылкое» и проч. Зачем просто не сказать лошадь?» Одним из лучших примеров автофикшна можно считать творчество Довлатова. А ведь более «краткого» автора в российской литературе поискать!
Постарайтесь делать текст более динамичным, более «лёгким». Ведь даже в автофикшне всегда есть сюжет: сюжет истории, сюжет ситуации, сюжет эпизода. Поток сознания — вещь хорошая, но иногда этот поток растекается настолько, что превращается в безбрежное море, а «море» всегда сложно для читательского восприятия. Все мы пишем для того, чтобы нас читали, все мы хотим, чтобы нас понимали. И в наших силах — помочь читателю понять наши мысли, переживания и эмоции, изложить их просто, доступно, но ни в коем случае не примитивно, сохранив текст ясным, но не сделав его плоским и банальным. Эта золотая середина и будет по-настоящему талантливым текстом.
Авторы, попавшие в шорт-лист, все до одного литературно одарены, все обладают большим творческим потенциалом, все должны двигаться дальше, несмотря на то, что этот конкурс ими не выигран. Конкурсов много, возможностей много, рано или поздно нужная вершина будет взята. Оказать в шорт-листе — это уже огромная победа. Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте творить, совершенствоваться, шлифовать своё мастерство. Удачи вам, мои дорогие!»
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.