Top.Mail.Ru
BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Мария Ныркова: «Мы состоим из того, за чем мы наблюдаем»

В интервью Band Мария Ныркова рассказала о том, почему сложно передать эмоции прабабушек, что для нее самое интересное при чтении и письме и какой самый ценный совет можно дать начинающему автору.
Мария Ныркова — один из мастеров на тарифе «Профи» курса «Как писать прозу».
Анжела Малышева
Автор статьи
Поделиться
— «Залив Терпения» основан на семейной истории. Как вы решились рассказать личную историю широкой аудитории?

— Я особенно личного в этой истории не вижу, а тем, что там есть, мне нетрудно поделиться. Это опыт, он существует и, мне кажется, может быть разделен с другими людьми. У меня горел огонечек, что нужно эту историю рассказать. Практически все люди, которые упоминаются в исторической части книги, давно умерли. Это облегчает разговор об их судьбе, потому что я работаю только с историческими свидетельствами, с интервью более младших родственников, с архивами. В этом нет ничего этически спорного или стесняющего меня. Я не пишу документальный роман, поэтому мои прабабушки в этой книге — это персонажи исключительно. И да, их поведение, поступки имеют некие корни в реальности, но нельзя сказать, что это на 100% правда.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
Мария Ныркова — писательница, филолог (выпускница филфака МГУ), автор научных и художественных текстов, в том числе романа «Залив Терпения» (NoAge). Резидентка Дома творчества Переделкино, финалистка Топ100 The Blueprint.
— Какие сложности возникали при работе с семейным архивом?
— Сложности возникали в процессе, когда я брала интервью у бабушек, дедушек. Их взгляд на жизнь и на то, что с ними происходило, очень сильно отличается от нашего молодого, современного. Некоторые вещи, которые я могла себе надумать о чувствах родственников, не были реализованы в их речи. Мне приходилось это осваивать под новым углом. Реальность того, как живут люди, очень часто не сходилась с моими романтическими представлениями о том, как они должны бы были отреагировать на ту или иную ситуацию. Это было очень интересно, но и непросто.
— Какой этап создания книги для вас самый сложный?
— Всё очень зависит от текста. К «Заливу терпения» замысел пришёл очень давно, постепенно и долго формировался. Это был процесс познания моих корней, моего происхождения. Написание, наверное, самый сложный процесс, потому что он скрупулезный, требует времени, внимания, энергии и постоянного ресёрча. Нельзя писать в тишине. Нужно постоянно взаимодействовать либо с людьми, либо с источниками, с другими текстами. И это очень динамичный процесс. Но публикация тоже непростое переживание с эмоциональной точки зрения.
— Как вы считаете, что важнее в прозе — сюжет или атмосфера, язык, стиль?
Всё важно. Каждый автор сам решает, на что он делает упор. Я до последнего времени делала упор на язык, стиль и ритмику письма. Атмосфера часто зависит совместно от сюжета, характера персонажей, локуса, языка. Для меня очень важно языковое письмо. Я изобретаю новые слова, препарирую лексику, постоянно ищу названия для чувств, эмоций. Это очень оживляет процесс чтения и для меня самое интересное в чтении. Когда я вижу, что автор изобретает свой язык, он препарирует синтаксические и морфологические конструкции, мне очень любопытно.
— Как вы относитесь к редактуре? Часто ли переписываете текст кардинально или доверяете первому варианту?
— Это зависит от текста и моего состояния. Я могу выкидывать предыдущие версии, переписывать заново, но это нечастое явление. Иногда я доверяю первому варианту, и спустя время я считаю, что он хорош и достоин того, чтобы существовать. К редактуре отношусь очень хорошо. Я люблю делать правки, находить несостыковки, чувствовать, что текст прочитан человеком, который может разглядеть то, чего не могу разглядеть я. Это очень важный этап, особенно в прозе, потому что легко запутаться в поступках персонажей, если текст большой. Редактура для меня — первое прочувствование текста читателем. Если он его прочувствовал, усвоил, то он может дать обратную связь, и получить ее очень важно.
Роман «Залив Терпения» был номинирован на премию МХТ им. Чехова и на премию «Ясная поляна» в номинации «Молодость».
— Как вы считаете, насколько важно для прозаика получение премий?
— Мой роман номинирован на две премии. Это было приятно. Раньше не совсем понимала значение этого, мне это просто льстило. Сейчас я уже смотрю на этот процесс с интересом. Это некая награда, которая может дать автору путь к публикации, или к большей аудитории, или к приглашениям на мероприятия и так далее. В этом отношении премия очень приятна. Также премия эффективна для того, чтобы тексты были замечены на уровне иностранных издателей, появились предложения к переводу или к экранизациям. То есть преимуществ, конечно, множество. Другой вопрос, что я не очень включаюсь в гонку, потому что чувствую субъективность этих наград.
— Как вы относитесь к литературным конкурсам, лабораториям и мастер-классам?
— Положительно. Я сама училась в лаборатории Оксаны Васякиной, а также являюсь автором нескольких учебных курсов по писательскому мастерству. Мне кажется, это важно для того, чтобы найти точку опоры, людей, которые способны разделить твои интересы, чтобы ощутить, что твое творчество может быть оценено. Потому что очень часто авторы существуют в неком пузыре неведения, куда и как идти. Конкурсы и мастер-классы помогают найти направление. Я считаю, это очень полезно.
Мария Ныркова — один из мастеров на тарифе «Профи» на курсе «Как писать прозу».
— Какой самый ценный совет по писательству получали вы и что бы вы посоветовали начинающим авторам?
— Одно из самых ценных высказываний, на которое я когда-то смогла опереться: «Писательство — это, по сути, наблюдение». Наблюдение за миром, поведением, процессами, жестами, мимикой, вообще за тем, что нас окружает. И без этого нам будет очень сложно найти опору в письме. Иногда писательство заключается только в том, чтобы наблюдать. А дальше слова уже сами находят точку, куда им прийти. Я бы посоветовала начинающим авторам именно что наблюдать за миром. Потому что оттуда мы черпаем свое вдохновение, с помощью наблюдения расширяем свой кругозор. Затем мы можем отдать что-то узнанное, увиденное тексту. Пусть и преобразованное, перепридуманное. Но мы состоим из того, за чем мы наблюдаем.
Приходите на курс «Как писать прозу», чтобы касаться своими наблюдениями чужих сердец.
Старт 11 июня!
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.