BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

«Критика должна быть конструктивной, помогающей, а не злобной и оскорбительной»

Зачем нужна обратная связь, знают все: творческому человеку тяжело работать без отдачи со стороны читателей и профессионалов. Но какой же должна быть обратная связь? И как к ней относиться, если она оказалась не такой, на какую вы рассчитывали?

Рассказывают редакторы школы Band, которые дают обратную связь на домашние задания участников курсов.
Анна Коротеева
Автор статьи
Поделиться
Алексей Лукьянов, писатель и редактор

Два авторских сборника фантастических произведений, четыре книги в проекте «Этногенез». Новая Пушкинская премия (2006 г.) в номинации «За новаторское развитие отечественных культурных традиций». Две премии Бориса Стругацкого «Бронзовая улитка» (2009 и 2011 г.), номинация на премию Аркадия и Бориса Стругацких, премия журнала «Полдень. XXI век» (2009 год). Повесть и рассказы переведены на английский, немецкий, испанский, итальянский языки.
«Вспоминается реклама шоколада “Нестле”, где два брутальных спортсмена обсуждают новый спортзал, один другого поздравляет, а в это время человек, который пришёл на тренировку, полностью этот зал разрушает. Но так как герои съели по шоколадке и смягчились, один другому говорит: «Нежнее, Виктор, еще нежнее».

Я не идеальный человек, мне может не нравится текст. Мне может казаться, что автор недостаточно хорошо отработал. Но в такие моменты пытаюсь сохранить такое же спокойствие, как в этой рекламе, и понять, какой фидбек бы я хотел получить, если бы написал этот текст.

Я чаще сосредоточен на конфликте, на идее самого текста: почему автор хочет написать именно его? Как мне кажется, именно идея — основа успешного текста. Как сказал Эрнест Хемингуэй: “Писать на самом деле очень просто. Ты просто садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью”. Я пытаюсь понять, в чём кровь, в чём боль автора этого текста».
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
На курсе «Как писать прозу» разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Анастасия Дробина, постоянный автор издательств «Эксмо» и «Руграм Т8»

Работает в жанре исторического и этнографического романа, сказочной и подростковой повести, фэнтези. Окончила Литературный институт имени Горького. Всего опубликовала более 20 книг. Редакторский опыт более 15 лет.
«Обратная связь может быть любой: профессиональной, дружеской, бета-ридерской, даже кухонной. Когда родная мама, случайно заглянув в рабочий файл своего дитяти-писателя, после оказывается лежащей в глубоком обмороке на полу — это тоже своего рода обратная связь (хотя, конечно, такого не хотелось бы…).
Но любая критика должна быть корректной. Творчество — вещь глубоко интимная. Настоящий писатель всегда искренен, в его творчестве нет фальши — и поэтому таким болезненным оказывается холодный, резкий, пренебрежительный отзыв о том, что вышло у тебя из сердца. Очень тяжело читать или слышать поверхностные отзывы в стиле: “Мне не понравилось” или “Не моё”. Но ведь так можно отозваться о чём угодно включая “Войну и мир”, “Гамлета”, “Махабхарату”, джойсовского “Улисса” и стихи Игоря Губермана. Но никто не осмелится сказать, что всё вышеперечисленное написано бездарностями!
Поэтому, давая обратную связь, не стоит ставить знаки “плюс” или “минус”: автору нужны конкретные доводы и детали. Если понравилось, то чем именно. Если не понравилось, то почему. И, разумеется, всё это мы говорим, тщательно выбирая выражения.
Во-первых, потому что обижать людей нельзя. Во-вторых, любая критика должна быть конструктивной, помогающей, а не злобной и оскорбительной. Если вещь не нравится — предложите способы её исправить или улучшить. Если вещь кажется вам безнадёжной — всегда следует помнить о том, что каждый автор развивается, учится, шлифует своё мастерство и следующий его рассказ или роман может оказаться намного лучше. Если, конечно, злобный или просто равнодушный критик не подрежет его на корню, походя сказав гадость.
Что же делать, если обратную связь дают на ваше собственное произведение и эта связь вас окатывает, как ледяной душ?
Прежде всего, сохранять спокойствие и достоинство. Помнить о том, что негативной критики не удалось избежать ни одному творящему человеку. Вдохнуть, выдохнуть, выбросить из головы комок мыслей о собственной бездарности (а этот комок всегда с нами!) и постараться взглянуть на критический отзыв отстранённо. Профессиональный редактор, давая обратную связь автору, ВСЕГДА заинтересован в том, чтобы сделать текст лучше. И в отличие от автора, который просто не может анализировать собственный текст беспристрастно (да-да, и профессиональные писатели тоже не могут!), редактор смотрит на него «свежим глазом», видит всё то, что ускользнуло от авторских глаз, и знает, как это можно исправить. И уж конечно, у редактора нет мысли обидеть автора. Все мы знаем: чужой текст — это святое. Его можно дорабатывать, можно править, можно даже переворачивать с ног на голову, если это будет для его же блага, — но всё это делается только с согласия и благословения автора.
Если же вы получаете недобрую критику от собратьев по перу или от читателей - помните о том, что всё услышанное смело можно делить на три. Если не на шесть. В непрофессиональной критике всегда есть место вкусовщине, субъективности, банальному неумению деликатно выражать своё мнение. Поэтому не каждой обратной связи стоит доверять.
Если у вас есть проверенные, беспристрастные бета-ридеры или хороший редактор — прекрасно, они заинтересованы в том, чтобы текст «подрос» и стал лучше, их мнение заслуживает внимания. Но если же вы прочитали в сети: «Атстой», «Ниасилил» или «Автор в школе не учился?» — помните, что такие отзывы не стоят ни одного вашего нерва. Потому что это как раз тот случай, о котором “наше всё” Пушкин писал: ”Сам съешь”. Сим выражением в энергетическом наречии нашего народа заменяется более учтивое, но столь же затейливое выражение: “обратите это на себя”».
Анастасия Дробина — редактор на курсе «Как писать прозу. Искусство истории» (и других курсов Band) на тарифе «Автор».
Присоединяйтесь к старту нового потока и работайте в связке с профессиональным редактором: вы будете получать рецензию на каждое домашнее задание и сможете быстрее двигаться к своим целям.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.