BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Как написать детектив: особенности жанра и пошаговая инструкция для автора

Детективная история предполагает наличие таинственного преступления и героя, ведущего расследование. Но достаточно ли двух этих факторов для захватывающего детектива? Что еще надо знать писателю, чтобы «испечь» историю, от которой невозможно оторваться?
Изучаем все слои детективного пирога. Рассказываем, как сочинять произведения с захватывающим сюжетом. Обсуждаем правила создания детектива: идеи для сюжета, план написания, проработка героев.
Детектив – это история, в которой расследуется преступление-головоломка, а в финале обязательно обнаруживается виновник. Первооткрывателем жанра считается Эдгар Аллан По с изданным в 1841 году рассказом «Убийство на улице Морг».

И хоть сейчас придумать интересный детектив становится все сложнее, но одно главное правило действует по сей день.
Как любая хорошая загадка, ключ к детективной истории – несокрушимая логика.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Как написать детектив: пошаговая подготовка

Прежде чем создавать документ с названием вашего романа, проведите разведку на местности. Начинать детективное произведение следует с предварительной подготовки.
  • Поговорите с собой
    Ответьте на вопрос, что именно привлекает вас в этой истории? Именно это, как правило, и цепляет читателя. Интерес автора к теме всегда виден между строк. Поэтому не бойтесь включить свою писательскую страсть на полную мощь.
  • Пошагово распишите план сюжета
    Детектив не прощает огрехов и нелогичности в сюжете, поэтому пропишите и заранее спланируйте все сюжетные линии. Продумайте, где именно они пересекаются. В противном случае появляется риск к середине романа заново перекраивать свою историю.
  • Проверяйте и перепроверяйте факты
    Убедитесь в реальности того, что задумано по сюжету. Отсутствие фундамента и фактчекинга снижает уровень текста и портит доверие читателя. Палец действительно можно пришить после того, как он полежит в холодильнике? А руку? А сколько палец может там храниться? А при какой температуре? Проверяйте факты снова и снова.
  • Консультируйтесь с реальными специалистами
    Если интернета и книг недостаточно, обращайтесь за советом к живым людям. Пусть это будет садовник или уборщица, а тем более криминалист или следователь полиции. Даже если большая часть информации не войдёт в книгу. Но это облегчит написание хорошей истории, углубит ваш роман.
  • Продумайте несколько вариантов преступления
    Представьте себя на месте антагониста. Он умен? Жесток? На что он способен? Как он планирует уйти от закона? Так и вы – качественно заметайте следы. Помните, первая мысль не всегда самая удачная.

    Пусть это будет игра! Напишите десять версий своего преступления. Они вам пригодятся, когда преступнику приспичит заметать следы.
  • Решите, с каким жанром будет соединён ваш детектив
    Чистых жанров не бывает и от того, с каким будет соединена ваша история, зависит многое, от развития сюжета до настроения.

Наиболее популярные поджанры детективной истории

True crime

За основу истории берется реальная преступная загадка. Решение которой вам и предстоит сочинить.
Вспомним первооткрывателя жанра Трумен Капоте и его «Хладнокровное убийство»

Исторический детектив

Преступление происходит в недавнем или далеком прошлом. Здесь вдвойне важно качественно работать с деталями и особенностями конкретной эпохи, особенно если персонажами выступают реальные исторические прототипы.
Детективы Бориса Акунина об Эрасте Фандорине

Авантюрный детектив

Если герой с первой страницы по чистой случайности оказывается втянут в бурное приключение, и все его попытки выпутаться порождают всё большие трудности.
История Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли»

Мистический или фантастический

В истории могут присутствовать элементы мистики, или герои и вовсе живут на другой планете или в параллельной вселенной. Но разгадка всё равно должна выстраиваться правилами железной логики.
Серия детективов Надежды Поповой об инквизиторе Курте Гессе

Психологический детектив

Это направление стоит выбрать, если хотите сосредоточиться на преступнике и ходе его мыслей.
В шкуру волка прекрасно влез Майк Омер в книге «Внутри убийцы»
На курсе Band «Острый сюжет» вы сможете погрузиться в создание интригующей детективной истории. А наши редакторы подскажут вам, как усилить текст.

Основные составляющие хорошего детектива

Чтобы сочинить детектив, представьте, что это конструктор. Каждая деталь должна быть на своем месте и подходить к другим частям. Без чего не обойтись вашему детективу?
  • Преступление идеальное или не очень
    Продумайте заранее детали вашего преступления. Сначала постарайтесь сочинить максимально безупречное преступление, и уже позже создайте ахиллесову пяту.

    Для удобства сделайте отдельные карточки или таблицы с уликами и возможными вариантами их введения в сюжет.
  • Антагонист
    Фигура преступника в детективной истории остается в тени, лишь по его следам, как по крошкам, делаются выводы о том, какой же он на самом деле.

    Помните, что преступник неразрывно связан с собственным преступлением. Злодейство, которое совершил антагонист – это полное отражение его личности. Остерегайтесь в погоне за удивлением читателя разрушить связь преступника и преступления.

    Подумайте, что любит ваш преступник. Да, он злодей, но где-то в нем должен быть намек на человечность. Может быть он любит свою собачку? Или покупает молоко соседской бабушке?

    Если всю книгу преступления совершаются огромным мясницким топором, то преступником очевидно не может стать хрупкая блондинка из соседнего дома.
  • Сыщик или детектив – тот, кто ведет следствие
    Вспомните своего самого любимого детектива. Кто это? Шерлок Холмс, Корморан Страйк, Эраст Фандорин? Объединяет их именно то, что они люди до мозга костей. Помните, сыщик – это не просто робот, который отгадывает любые задачи по щелчку. Чем больше он будет человеком со своими страстями и чувствами, тем сильнее за ним захочется следить.

Как правильно создавать сыщика? Кто вам нужен?

Есть несколько типовых портретов сыщика в детективном сюжете. У каждого типа есть исходный набор важных следствию качеств. Какие важны для вашей истории?
1
Новичок или любитель – слегка наивен, может делать ошибки по незнанию, но искренне и страстно рвется к раскрытию преступления. Про таких говорят «как слон в посудной лавке».
Все тот же Эраст Фандорин в первой книге «Азазель» всего лишь коллежский регистратор в московской полиции, он еще юн и неопытен. Отсюда много ошибок, но огромное рвение. (Борис Акунин)
2
Работники органов правопорядка – как правило, уже имеют опыт в раскрытии преступлений. Сыщик - часть системы власти, а это значит, что вы должны знать всё об устройстве этой системы. В этом ваш герой несвободен, и крайне важно об этом не забывать.
Что еще почитать по этой теме:
Так старший инспектор Гамаш имеет целую команду для раскрытия преступлений. Но его опыт порождает множество зависти и подковёрных интриг среди коллег. (Луиза Пенни)
3
Адвокат – может бодаться с властью, может защитить невинно осужденного, но рискует довериться преступнику. Вынужден постоянно сверять внутренние часы: а того ли я защищаю? Он тот, за кого себя выдает?
Адвокат Морган Дейл постоянно сомневается, достоин ли клиент её защиты. Иногда ошибается, получив кулаком в лицо прямо в зале суда. (Мелинда Ли)
4
Частный детектив – свободен от начальства, своеволен, дерзок, ищет обходные пути решения.
Корморан Страйк в книгах Гэлбрейта ради дела частенько нарушает закон, несмотря на боли в ноге и протез. (Роберт Гэлбрейт)
5
Шпионы и разведчики – скрытные, многоликие, таинственные. Описывая такого персонажа, спрашивайте себя «А кто он такой на самом деле?».
Штирлиц даже себе не может признаться, что он шпион, иначе это выдаст его. (Юлиан Семенов)
Только вам решать, каким будет герой вашего романа. Главное, он должен интриговать вас самих. Ведь вы будете вместе не одну сотню часов.

Что еще важно учитывать, чтобы написать детективную историю

  • Второй пилот
    Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Анна Солари и Леон Аграновский, Корморан Страйк и Робин Эллакот. Градус драматизма и правдоподобия повышается, когда рядом с сыщиком есть верный помощник. Постарайтесь сразу решить и придумать, на какой ноте будут выстраиваться отношения сыщика с его напарником. Они друзья? Влюблены? Или до зубной боли ненавидят друг друга. Правильно соблюдайте баланс между сухой логикой и человеческими отношениями. Читатель любит загадки, но еще больше он любит страсти и перипетии взаимоотношений. У каждого должен быть свой собственный Ватсон.
  • Подозреваемые
    Познакомьте читателя с ними сразу, в первых главах романа. Они как «дано» в условии задачи, никаких вбросов после оглашения всего списка возможных действующих лиц.
  • Обстановка, сеттинг
    Четкое представление о том, в каком именно мире происходит история, не только увеличит интерес читателя, но и поможет глубже видеть возможные сюжетные ходы. Включите воображение. Особенное внимание уделите месту преступления. Пусть большая часть обстановки останется лишь в ваших черновиках. Но этот клей будет крепко держать историю.
  • Сюжетные слои
    Распишите для себя, от какого количества героев будет идти повествование? Что делает сейчас герой, которого нет в данной главе? Помните, если персонаж не появлялся в истории уже несколько глав, то он не стоял на паузе. Он продолжал жить, и вы, как демиург мира, точно должны знать, чем он поливал свои блинчики на завтрак.
  • Мозгодробительная интрига
    Детектив - это всегда гигантская головоломка. Дайте пищу разуму читателя. Напишите такую интригу, чтобы он мучился в ночи без сна от вопросов. Кто? Как? Почему? Здесь можно и списывать. Подсматривайте идеи у жизни. Покопайтесь чуть глубже в Википедии, может даже стоит почитать старые криминальные хроники.
  • Сопереживание пострадавшему
    Покажите читателю, как высоки были ставки и как много он потерял. Вам самому понятна боль жертвы?
  • Мотив
    Преступление должно быть логично связано с преступником. Для этого пропишите глубокую и интересную мотивацию преступнику.
  • Идея
    Преступление задаёт сверхзадачу, идею (философский подтекст). О чем вы пишете детектив в глобальном смысле? О вере? О дружбе? Любви? Живут ли в мире ваших героев только подонки или же обычные люди.

Детективная клюква – как не надо делать!

  • 1
    Сыщик супермен. Читателю быстро наскучит всесильный и всемогущий главный герой. Помните, изъяны делают героя живым, настоящим, похожим на нас. И мы любим их (героев) именно за недостатки.
  • 2
    Появление чудесных улик без объяснений. В детективе нет места чуду. Логика, логика и еще раз логика.
  • 3
    Злодей слишком злодей. Он смеётся зловещим смехом и дьявольски вездесущ. Супергеройство и здесь не принесет ничего хорошего. Покажите читателю изъяны, слабости, может быть даже человечность?
  • 4
    Череда совпадений, которая двигает сюжет. У любых неожиданных улик или чудесных совпадений в финале должны быть очевидные причины. Избегайте deus ex machina.
  • 5
    Тыкать убийцей в нос или слишком заметать следы и усложнять. По сути своей, это две стороны одной медали, и от того, и от другого читатель заскучает и закроет книгу. Держите баланс.
Задание на дом
Придумайте три варианта реалистичного преступления с предметами, указанными ниже.
Курица, спица, кусочек метеорита
Кто бы мог его расследовать? Каким было бы место преступления?
Написать хороший детектив не простая задача. Разделите её на мелкие кусочки и решайте по частям. А главное, ничего не бойтесь!
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.