BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

«Тридцатилетним предстоит длинный писательский путь»

Писатель, драматург и преподаватель на курсе Band «Ровесник» Иван Бевз о своём романе «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», который в этому году вошёл в лонг-лист номинации «Молодость» премии «Ясная Поляна».
Анна Коротких
Автор статьи
Фотограф: Артём Бурков
Поделиться
— «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» — твой дебют. Как родилась идея романа?

— Идея романа родилась на литскетчинге в одной из школ писательского мастерства, у нас было задание написать за 15 минут набросок про человека со сверхспособностью. Так получился главный герой книги, а за ним и вся история.

— Главные герои книги — выпускники старших классов. На курсе «Ровесник» ты будешь подробно рассказывать, как писать о подростках, уже не будучи подростком. Но, всё же, можешь поделиться несколькими советами — о чём точно стоит помнить авторам?

— Я бы посоветовал писать в первую очередь с себя и оперировать собственными воспоминаниями. Для литературы важно подростковое бытие изнутри, эта фактура точно у вас имеется. В своей книге я писал не совсем подростков, а скорее взрослых людей, заключённых в тела школьников и школьные обстоятельства. При этом эти взрослые забыли о том, сколько им лет, и радостно подыгрывают всей фантасмагории. Это одна из оптик, но у вас может быть другая.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Роман делится на две части: первая — от лица Рыжего, вторая — от лица Динары. Это два главных персонажа. Как ты работал над тем, чтобы голоса двух героев не были похожи?
— У этих частей разный ритм и стиль. Первая часть более пафосная и ритмичная, что-то вроде оды себе, вторая часть — скорее предвзятый репортаж, в котором автор пытается скрыть эмоции, но иногда они пробиваются сквозь полотно текста.
— Читатели, родившиеся в нулевые, точно узнают себя: кэпсы, CD-плееры, отсылки к поп-культуре (например, описание того, кто и где сидит в столовой, мне напомнило фильм «Дрянные девчонки» 2004 года). Как ты считаешь, почему в последние годы так популярна проза «тридцатилетних»?
— Те, кому сейчас около тридцати лет, начали писать осмысленные вещи и получили возможность к публикации. Читатели получили доступ к их опыту жизни в нулевые, наверное, это стало кому-то интересно. Хотя у меня нет представления о том, что сейчас популярно, мне кажется, по-настоящему популярны Пелевин и Цыпкин, а тридцатилетним предстоит еще длинный писательский путь. Не исключаю, что многие из них успеют стать сорокалетними.
Фотограф: Полина Рудашевская
— Твой роман можно ли отнести к янг-эдалт-прозе. Есть ли, на твой взгляд, какие-то тренды в янг-эдалте, меняются ли они?
— Я не отношу свой роман к янг-эдалту. На обложке стоит маркер 18+. Я адресовал книгу скорее ностальгирующим миллениалам. Разве «Повелитель мух» или «Волна» — это янг-эдалт? Для подростков эта книга будет скорее скучной, хотя я не могу судить за них. Про тренды янг-эдалта тоже ничего сказать не могу.
— «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» вышла в серии «Недетские книжки» издательства Самокат. Каким был твой путь от самиздата в известное издательство?
— Я отсылал рукопись много куда, и в итоге она срикошетила в редактора Самоката. Можно сказать, что мне повезло.
— Ты организуешь литературные концерты «Люди читают рассказы». Как родился проект? Может ли начинающий автор у вас выступить?
— Мы с моей подругой хотели сделать какое-то литературное движение в баре, чтобы у современных писателей была возможность говорить не только с книжной аудиторией, но и со своими ровесниками в комфортной для них среде. Прямо начинающих писателей мы почти не берём, мы очень требовательны к качеству текстов и ориентируемся прежде всего на аудиторию, а не на выступающего. Но иногда мы делаем опен-коллы, в них можно участвовать. Если текст хороший, почему нет.
— А тебе самому, что интереснее: работать над рассказами или над длинным текстом?
— Мне проще работать над рассказами, а интереснее делать то, чего я ещё не делал. Но длинные тексты — это, конечно, большая морока.
— Ты выпускник филфака МГУ. Помогает ли профессиональное образование в писательстве?
— У меня лингвистическое образование, оно мало отношения имеет конкретно к писательству. Но благодаря филфаку я люблю и понимаю русский язык, мне нравится играть с ним и менять его, издеваться над правилами и общепринятым «так не говорят». Если вы так сказали, значит так уже говорят.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.