BAND
Напишите нам
WhatsApp

Ислам Ханипаев «Я решил: напишу самый лучший детективный текст»

Писатель Ислам Ханипаев рассказал BAND о работе над остросюжетным психологическим детективом «Холодные глаза» и о своём подходе к писательству.
— Как строилась работа над книгой «Холодные глаза»? Писали ли вы поэпизодник, к примеру?
— К финальной точке меня гнали несколько факторов: победа в программе (речь об издательской программе арт-кластера «Таврида» — прим. ред.) и некоторое сопутствующее чувство окрылённости, мои амбиции — я был уверен, что это значимый текст не только в детективном жанре, но и вообще в российской литературе. Он раскрывает Дагестан, и, отчасти (я надеюсь), человеческую суть.

Согласитесь, к детективу относятся как развлечению. Проблемы и переживания героев нас не особенно трогают, так как это норма жанра. Но совсем другое, когда об этом написал лауреат литпремии, — отношение меняется. Мы пытаемся войти в драму персонажей и понять, что с ними происходит.

Я изучил состояние жанра в стране и просто решил: напишу самый лучший детективный текст. Без понятия, лучший он или нет, но читатель его встретил очень хорошо. А от рецензентов я услышал заветное: «Это нечто совсем новое». Mission complete! (смеется, — прим. ред.)
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Без каких составляющих, на ваш взгляд, нельзя представить хороший детектив?
— Думаю, все и без меня знают, каким должен быть хороший современный детектив. Интересные герои, лихой сюжет, — это всё понятно. Я назову лишь одну составляющую, подсмотренную мной у корейского кинематографа, — неоднозначность сюжета, мотивов, героев.
Хотелось показать, что в жизни всё сложнее, чем «хорошо» и «плохо». И с этим часть читателей (примерно 20%) смириться не готова, и они уходят, разочарованные концовкой, писать гневный отзыв. Я их понимаю и не виню.
— Вы говорили, что книга не основана на реальных событиях. Как родилась ваша история? Как автору быть максимально реалистичным в деталях?
— Роман нуарный, и я прекрасно понимал, что этому должно соответствовать некое сопоставимое, органичное событие, триггер для героя. Решил не играться, а просто выдумать зверское убийство. Это тоже было определенным вызовом — я не люблю тривиальные решения, но как же обойтись без убийства.
Доверился себе и тому, что я смогу выстроить в этом всём складный неоднозначный сюжет и надеюсь, получилось.
Как быть реалистичным в деталях — вопрос интересный. Я не хочу предстать перед читателем детективщиком: то, что я написал «до» и то, что «после», — не детективы. В любом романе задача для меня всегда одна — быть достоверным, честным в письме. Не сводить текст к заранее придуманной концовке (привет «Игре престолов»). Писать, как чувствуешь, но оставаться рациональным.
Я человек хладнокровный, и поэтому у меня неплохо получается удерживать баланс между эмоциональным и рациональным текстом. Быть реалистичным помогает киношный бэкграунд — я довольно легко выстраиваю вокруг себя декорации из текста, вхожу в состояния героев и переключаюсь между ними. Ведь это, отчасти, режиссёрская работа.
Пишу я быстро и много. Максимально вовлечён в работу. Я буквально «вырезаю» на эти недели всё из моей жизни. Нет ничего кроме меня, немного семьи и текста, и это позволяет мне не выходить из состояния потока. Всегда ощущать пульс текста.
В литературной мастерской «Как написать роман» одно из домашних заданий звучит так: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета.
— Консультировались ли вы по ходу работы со следователями? Как удалось найти того, кто готов был выступить экспертом?
— В целом — нет. Отсылаю к Алексею Иванову. На вопрос, как ему удаётся погрузиться в контекст истории, он усмехается и говорит: «Да я больше половины выдумываю!».
Этот ответ шокировал, и он же придал уверенности — если Иванову можно, то почему нельзя мне? Он делает с историей то, что посчитает нужным, у него хватает для этого самоуверенности, храбрости. Ведь он это делает с историческим текстом!
Надо знать правила, чтобы их нарушать. Меня проконсультировал начальник полиции одного из горных районов республики в общих чертах. Объяснил общую ситуацию в его сёлах, и то, кто конкретно выполняет те или иные функции.
Дальше — писательский талант. И именно поэтому я считаю Иванова настоящим мастером письма. Вплести органически в один исторический текст свои «придумки» и реальные детали, как в исторических событиях, так и вполне конкретных предметах быта, — так может только мастер.
Я решил, что тоже смогу, главное — быть честным и достоверным с читателем. Читатель верит героям и принимает ту действительность, которую я вокруг него собираю.
— Повесть «Типа я» вы написали за 13 дней. Не можем не спросить, сколько по времени вы писали «Холодные глаза»? Что вам помогает так продуктивно работать?
— Мне интересно писательское мастерство. Люблю об этом читать, обсуждать, люблю обучать начинающих авторов разным лайфхакам и вдохновлять на работу. Ищу способы оптимизации, и несколько повёрнут на цифрах.
Веду статистику каждого писательского дня. Стараюсь выстраивать для себя какие-то нормативы. Обычно исхожу из такой математики: 2 часа работы — тысяча слов. Стараюсь выдавать минимум 3 000 слов в день. Если придерживаться этого темпа, в конце месяца получите 90 000 слов — нормальный большой роман в 15 авторских листов. Это моя мотивация.
В общем-то ключ — вера в себя и в свои способности. и именно этого я желаю всем мечтающим написать роман.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.