Top.Mail.Ru
BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Анастасия Ханина: «Детектив свой канон создает и сразу же ломает»

Анастасия Ханина — книжный критик, главный редактор книжного сервиса ReadRate, создатель телеграм-канала «Настоящий детектив» и член жюри литературной премии «Русский детектив». Мы задали Анастасии самые животрепещущие вопросы, которые волнуют начинающих детективщиков и других авторов остросюжетной прозы.
Анастасия — редактор тарифа «Профи» курса «Острый сюжет».
Кристина Гептинг
Автор статьи
Поделиться
Писательница, журналистка, автор блога Band
— Если автор сегодня хочет взяться за детектив, нужно ли ему ориентироваться на классиков — например, на Агату Кристи?

— Ну, в целом, если автор решил взяться за детектив, то, как минимум, у него есть идея. Он эту идею очень хочет превратить в потенциально классную историю, где никто не может догадаться, кто убийца, и где сюжетный твист у всех вызовет «вау». Конечно, не стоит откладывать написание книги на два года, чтобы засесть, изучить канон, прочитать всех классиков, поизучать разную теорию. Надо садиться и писать!

Но если человек думает про написание детективного романа, то наверняка, как минимум, он хорошо в детективах разбирается, их читал и кое-какие каноны понимает. В целом, все равно совет тот же самый: садись и пиши, пока горит. Но можно подтянуть профессиональную часть и почитать хорошее эссе об истории детектива Хорхе Луиса Борхеса, Карла Чапека «Холмсиана, или О детективных романах», Баскервилльскую мистерию. Это дает представление о детективе как о жанре.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
Детектив — очень хайповый жанр, вокруг него всегда ругаются, чтобы определить, что это такое. Но в целом, повторюсь, хотите, «чешется» — надо писать, не оглядываясь ни на классиков, ни на современников, а только на свое желание. Лучше потом отредактировать и задуматься о каком-то каноне, потому что детектив — жанр очень гибкий, и он свой канон создает и сразу же ломает. Сейчас детективом называют все, сейчас максимально широкое понимание жанра. И здорово, что он постоянно эволюционирует.
Анастасия Ханина — главный редактор сайта Readrate.com. Это независимый новостной сайт о книгах и чтении. Сервис, который каждый день рекомендует интересные книги. Также на сайте публикуются новости мира литературы и рейтинги книг.
— А есть какой-то универсальный совет для всех авторов детективов?
— Если есть идея в голове, то лучше обратить внимание именно на проработку самой темы. Читатели очень любят чекать на правдивость. И я как читатель так всегда делаю. Поэтому выигрышен тот детектив, где человек то, о чем он пишет, изучил досконально. У него были консультанты: то есть, если речь про журналистское расследование, то тебя консультирует журналист. Если полицейская история, то неплохо бы знать внутреннюю кухню. На это стоит тратить время.
— В чем секрет хорошей детективной интриги? Какие ошибки авторы совершают чаще всего?
— Секрет хорошей детективной интриги — это умение выстроить баланс, где всего будет достаточно. Чтобы сюжет не был слишком простым, и тогда человеку читать неинтересно, но в то же время чтобы он не был из разряда «я надела все лучшее сразу». Когда очень много сюжетных поворотов и твистов, это тоже начинает утомлять. Поэтому и баланс еще между атмосферой вокруг детективного сюжета и самим сюжетом. Бывает, атмосферы вокруг наверчено много, но сама детективная интрига в ней теряется. И также наоборот. Мы любим детективы за то, что они про жизнь, про реальность. В общем, все в идеале должно быть в гармонии.
На нашем курсе по остросюжетной литературе учим приемам и техникам, которые позволят держать читателя в напряжении, независимо от того, в каком жанре вы пишете.
— Насколько важен твист в финале? Или бывает, что он даже все может испортить?
— Твист в финале или где-то в центре книги, безусловно, важен. Читатель этого ждет. Мы берем новый детектив и думаем, ну удиви же уже нас, удиви. Но при этом не стоит превращать это в самоцель. И, тем не менее, нам все равно очень важен тот самый конец, где человек поймет, как все происходило. Поэтому, если при простраивании сюжета удается сделать такой твист, что аж у самого автора кружится голова, как на американских горках — супер. Но специально надумывать не стоит.
— Как вы относитесь к моде на тру-крайм и влияет ли она на книжный рынок?
— Тру-крайм — это отдельный рынок. Это больше все-таки аудиотренд, чем бумажный, книжный. То есть книжный тоже, но вот в целом любители тру-крайм они, как мне кажется, больше аудиалы. И я не считаю, что существование тру-крайм в какой-то мере обедняет рынок детективов или что-то у него крадет, поскольку на каждую аудиторию есть своя потребность. И это немножко другая история, потому что все-таки не все читатели детективов слушают тру-крайм. Они не все готовы знать, что это происходит в реальности. И, собственно, не все слушатели читателей тру-крайма готовы читать детективы, потому что они, наоборот, хотят жизни, а им предлагают художку.
Ключевое у детектива — это то, что ты про это читаешь, но понимаешь, что, ну да, добро победит зло, мне уютно, я чувствую себя безопасно, я чувствую себя защищенным, а еще я знаю, что эта история выдуманная, этого маньяка не существовало. А вот когда он существовал и реально замочил 50 человек, тут надо подумать, готов я эмоционально на такое или нет. Просто это разные аудитории. Они прекрасно друг с другом общаются, возможно, даже где-то пересекаются, но ни один рынок не обедняет другой.
На курсе «Острый сюжет» Анастасия Ханина проведет лекцию «Как писать детективы и триллеры? Практические приемы и особенности жанра». Тренды меняются, но базу надо знать!
— Есть ли книги, которые вы не стали бы рецензировать — например, из-за моральных или эстетических причин?
— Ну, знаете, детектив — это такой жанр… Не знаю даже, какие причины для отказа могут возникнуть. Мне кажется, только если это нарушает какие-то человеческие законы, детектив написан самим маньяком от первого лица — в смысле это не художественный вымысел… Все остальное рецензировать можно и нужно, но другое дело, что, например, у меня ключевое правило: я рассказываю только про книги, которые мне понравились. О книгах, которые мне не понравились, я не говорю плохо, потому что параллельно они зацепят совершенно другую аудиторию — и будут говорить, что это очень красиво, классно и супер. Так что у каждой книги своя аудитория.
— Что больше всего раздражает вас как читателя: предсказуемый финал, ходульные герои, логические нестыковки?..
— Первое, на что читатели обращают внимание, — на логические нестыковки. Для чего мы читаем детективы? Во-первых, конечно, для удовольствия, но это еще и отличный инструмент для прокачивания логики. Если у вас где-то натянута сова на глобус и вы думаете, что благодаря атмосферности прокатит — нет, не прокатит. Обязательно люди отметят, мол, почему это следователь уехал задерживать преступника и своим коллегам не сказал, где он находится и не взял телефон с собой?! Так не бывает. В идеале нужно собрать комбо – чтобы герои были многомерные — со своей историей, с развитием. Насчет предсказуемости финала — это зависит от прокачки читателя. Кто-то скажет, что сразу все понял, но читать было так интересно, что это неважно.
— Есть ли у российского детектива национальные особенности? Что отличает его от британского или скандинавского?
— Менталитет людей можно изучать в том числе и по детективам, которые представляют жизнь во всем многообразии ее ужаса. И, например, то, как устроена жизнь в Скандинавии, нам интересно изучать по их детективам. Испанские детективы тоже интересны — любопытно изучать страну, ее особенности. То же самое можно сказать и про Россию. Я считаю, что Дарья Донцова внесла огромный вклад в русский детектив. Мало того, что она была настоящим антидепрессантом для целого поколения, по ее книгам можно судить, как была устроена жизнь в 90-х и начале двухтысячных. И даже без денег ее героини не унывают, все соседки друг другу помогают. Мне кажется, что как раз сейчас есть запрос на детектив, где была бы отражена текущая реальность. А наши автор берутся чаще или за исторический детектив, или за классический британский — пытаются сделать некую стилизацию. А вот лакуна детективов о современных реалиях мало закрыта.
— Какие книги вы бы посоветовали тем, кто только начинает знакомство с жанром и хочет сразу влюбиться?
— Универсальной книги, в которую бы влюбился каждый, нет. Кто-то полюбил однажды Агату Кристи и будет искать что почитать из стилизованных детективов. Кто-то вырос на Марининой и по-прежнему будет ждать полицейских историй. Конфетки, которая бы всем понравилась, нет. Читайте рекомендации, ищите сюжет, который вас зацепит. Как правило, если человек полюбил детектив, он с этой иглы не слезает: ему надо больше, больше и больше.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.