BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

Герои-антагонисты в современной литературе: как создавать очаровательных злодеев — практические советы

За судьбами героев-антагонистов читатели следят с интересом. Сопереживают трагической судьбе или ненавидят за сложный характер и поступки — в любом случае, не остаются равнодушными к их истории. Герои-антагонисты зачастую фактурнее протагонистов, ведь в основе их психологического портрета лежат травмирующие события: недостаток родительской любви, буллинг в школе, трагедии в семье. Но и создавать такие образы сложнее. Разбираемся, какие инструменты могут помочь писателю.
Нравятся антагонисты по нескольким причинам. Интересно, как персонаж таким стал и почему перешёл на «тёмную сторону». Привлекателен характер и лидерские качества героев-антагонистов: это харизматичные и неглупые люди. А ещё это — герои-бунтари, они не следуют правилам морали, установленным в обществе. Побыть на их стороне — получить эмоциональную разгрузку. Потому антагонисты могут становиться главными героями — к ним приковано всё внимание. Так вышло, например, с Джокером в популярном фильме Тодда Филлипса.
Не путайте антагонистов и антигероев. Антагонист — злодей, помогающий раскрыть образ главного героя — протагониста. Антигерой — это центральный персонаж, в отличие от героя наделен отрицательными чертами Так, например, в 2022 году россияне назвали Анну Каренину одной из самых раздражающих героинь классической прозы — исследование проводил сервис «ЛитРес».
Задача писателя — наделить персонажа выразительными чертами, добавить психологизма и, как следствие, сделать сюжет захватывающим. В этом материале проанализируем «классических злодеев» и попробуем создать объёмный образ антагониста в собственном произведении.

Как менялся образ антагониста в литературе?

Слово «антагонист» происходит от древнегреческого «противник» или «соперник». Вспомним школьные примеры говорящих фамилий из русской литературы — избалованного Митрофана из «Недоросля» Фонвизина или Кабаниху из «Грозы» Островского. Или Чацкого: ему противостоит общество в целом, а не только Фамусов, Скалозуб или Молчалин.
С середины XVIII века перед человеком встаёт вопрос самоопределения. У писателей появляется интерес исследовать внутренний мир персонажа. Герои перестают быть столь однозначными, как раньше.
Какими могут быть антагонисты?

  • Злодей, то есть человек (или существо), который строит коварные козни. К примеру, Фредерик Клегг из «Коллекционера» Фаулза.

  • Группа врагов. Протагонист может бороться с целым обществом. Показательный пример — антиутопии «1984» Оруэлла или «Мы» Замятина.

  • Внутренний враг. Сюжет, где герою предстоит бороться с самим собой. К примеру, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

В современной литературе есть тенденция размытия границ между положительными и отрицательными героями. Попробуйте вспомнить, есть ли у вас свои любимые отрицательные персонажи? Наверняка, окажется, что Мориарти нравился вам больше Холмса, а философия Таноса из Marvel в каких-то определённых аспектах будет понятна.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Создаём запоминающегося антагониста: 5 рекомендаций

Первый и главный вопрос, ответ на который многое расскажет о герое: почему он перешёл на тёмную сторону? По сути, вам нужно придумать драматический сюжет, который происходил в жизни антагониста.
Например, в произведении «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи медсестра Рэтчед — полностью отрицательный персонаж. Мы не понимали её мотивы, а потому героиня казалась абсолютным злом. Сценарист Райан Мёрфи обыграл знаменитый образ, представил новую интерпретацию «Рэтчед» и сделал персонажа более многогранным.

Способ 1. Создайте особую связь между антагонистом и протагонистом

Связь между антагонистом и протагонистом придаёт повествованию дополнительный сюжетный слой. Главный герой может создать врага собственными «руками», как произошло в классическом произведении Мери Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».
А взаимоотношения между протагонистом и антагонистом в романе «Американские боги» Нила Гейман приобретают и вовсе неожиданный оттенок. Загадочный Среда оказывается отцом Тени и предаёт героя.

Способ 2. Мощь злодея превосходит силы героя

Истории о людях, которые вступают в неравный бой, всегда эмоциональны. Классический пример — антиутопии, где герой вынужден сражаться с целым обществом и практически всегда обречён на поражение.
Интересно, что в романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли идёт ещё дальше и придумывает не только группировку, которая контролирует мир. Всю книгу мы уверены, что главному герою нужно победить только её, но оказывается, что враг мощнее. Это леность и апатия людей, которые никогда не откажутся от глупых развлечений.

Способ 3. Раскройте мотивы антагониста

Эми, героиня романа «Исчезнувшая», пропадает, но в конечном итоге не является жертвой. Подстроив своё исчезновение и последующие события, она пытается отомстить неверному мужу. Автор романа Гиллиан Флинн постепенно раскрывает нам мотивы Эми: за чудовищными поступками стоят тяжёлые травмы, да и муж оказывается не столь безгрешным, как мы думали в начале.

Способ 4. Придумайте антагониста-безумца

Есть две стратегии безумия. Можно создать «инопланетного» героя, который не действует в форматах нашей человеческой логики, как Дагон из произведений Лавкрафта. Или создать обычного человека с пошатнувшейся психикой.
Энни Уилкс, героиня романа «Мизери» Стивена Кинга, держит в заложниках известного писателя и заставляет его переписать концовку книги. Безумие женщины нарастает: она может бросить писателя в одиночестве без еды и лекарств, отрубает ему ступню, убивает полицейского. Вряд ли, безумие вызовет сочувствие читателя, но непредсказуемость персонажа определённо захватит внимание.

Способ 5. Представьте ситуацию, где злодей прячется внутри главного героя

Харизматичный Тайлер Дёрден, персонаж «Бойцовского клуба» Чака Паланика, сыплет антикапиталистическими цитатами и вызывает «демоническую» симпатию. Его маргинальные поступки настораживают, но впоследствии он становится ещё более жестоким и страшным.
Победить оказывается не так просто, потому что Дёрден — часть главного героя. В отличие от одноимённой экранизации, финал книги не столь оптимистичен, потому что страшнейший враг — ты сам.

Как раскрыть личность антагониста: два упражнения для писателей

Упражнение 1. Создайте карту персонажа
Подробно ответьте на вопросы, касающиеся биографии героя из этого списка:
  1. О социальном положении. Кем были его родители? Где он учился и работал? Есть ли у него деньги?
  2. О внешности. Насколько влияет внешность на его взаимодействие с миром?
  3. О силе. В чём мощь антагониста? Манипуляции над людьми или физическая сила? Сверхъестественные способности или необычный инструментарий?
  4. О слабости. Любит ли он кого-нибудь? В чём его травма? Представьте, что ваш персонаж на приёме у психолога.
  5. О возможных поворотах сюжета. Если он правит, насколько крепка его власть? Есть ли в произведении антагонист страшнее?
Упражнение 2. Продумайте все амплуа героя
Люди играют разные роли в разных жизненных обстоятельствах. Отрицательный персонаж может оказаться в такой ситуации, которая раскроет его с другой стороны. Например, профессор Снейп из вселенной Дж.Роулинг считается злодеем, и автор нам нарочито это подчеркивает. А в последней книге выясняется, что он порядочный человек.
Пропишите сюжетные ходы, которые покажут героя-антагониста в другом амплуа. К какому итогу он придёт в финале книги? Соответствует ли общей концепции?
В любом произведении героям-антагонистам отводится серьёзная роль. То, насколько многомерным будет этот образ, позволит раскрыть замысел и увлечь читателя.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.