BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

«Есть мнение, что теория перекрывает живой творческий поток, но, по-моему, она делает его менее хаотичным»

Анна Федотова — выпускница 8 курсов школы Band! У неё уже 20 законченных книг, две книги фэнтези-цикла «‎Хроники Альвои» вышли в издательстве Т8, а профиль на Литрес монетизируется. Обсудили с Анной волнующий многих авторов вопрос: можно ли научиться писать? А ещё поговорили про писательский бренд и про работу в разных жанрах.
Анна Коротеева
Автор статьи
Поделиться
— В профиле Литрес у вас 36 книг, как удаётся сохранять мотивацию на протяжении всего процесса написания книг? Какая часть написания книги вам нравится больше всего?

— Это всё равно, что спросить ребёнка, как он сохраняет мотивацию играть. Что я выберу... (забыла уже, как обычно отдыхают взрослые)... Скажем, что я выберу между походом по магазинам, в СПА-салон, сериалом и работой над книгой? Конечно, работу над книгой. Для меня это игра, приключение, кайф.

Больше всего я люблю ловить момент полного погружения в историю, когда вижу внутреннее кино, чувствую то, что чувствуют мои герои, и фиксирую происходящее.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Вы работаете в совершенно разных направлениях: и фэнтези, и янг-эдалт, и нон-фикшн, а что всё-таки ближе и почему?
— Всё моё фэнтези можно отнести к young adult сегменту. Взрослых героев у меня раз, два и обчёлся. Как раз это мне и ближе. Интересно играть в детство и юность, интересны первые чувства, первое понимание жизни, первые шаги к самостоятельности.
Фэнтези лишь декорации для привычных нам ситуаций. Они помогают обозначить проблему ярче, гиперболизировать её. Например, в «Хрониках Альвои» героиня, начинающий юрист, учится принимать решения и брать на себя ответственность. Так, в эльфийском мире ей приходится заключать договор с драконом, в то время как в реальной жизни она не смогла взять на себя ответственность и договориться с оппонентом о мировом соглашении.
— Две книги фэнтези-цикла «‎Хроники Альвои» вышли в издательстве Т8. Расскажите, пожалуйста, как вы получили предложение от издательства?
— Тогда производился активный набор рукописей, и я сама предложила две книги цикла. У меня уже была серия рисованных обложек и готовая вёрстка. Надеюсь, продолжение тоже выйдет. Всего в «Хрониках Альвои» будет четыре книги. Но это не точно. Могу увлечься.
— У вас есть ещё одна серия «Ведьмин дар». Как вы планируете серию? Нужно ли заранее продумать сюжет всех книг?
«Ведьмин дар» — истории о юном Игнашке, которому достался от прабабки дар внушения. Каждая книга - это маленькое приключение на пути становления ведьмака. Серия не закончена, но я знаю, что будет в финале.
Мой опыт подсказывает, что лучше знать, к чему идёшь, так легче соблюдать логику сюжета. Каждая сцена с первой до последней как бы работает на финал.
Например, я сейчас застряла на третьей книге «Хроник Альвои», потому что потерялась. То, что было задумано несколько лет назад, утратило для меня актуальность. Нужно почувствовать, чего я хочу от истории теперь.
— Монетизируется ли Литрес? Как прийти к этому?
— Монетизируется, но хотелось бы большего. Как прийти? Работать над продвижением своего творчества всеми доступными способами. Я в этом плане ленивая. Люблю писать, делать мерч и общаться с читателями, а не таргет, взаимные подписки, — и вот это вот всё.
— Участие в конкурсах — важная часть карьеры писателя? Вы побеждали в конкурсах Литрес, участвовали в питчингах Band, важна ли вся эта работа для продвижения?
— Я люблю конкурсы. Считаю их более надёжным способом попасть в издательство, чем самотёк. Так, по итогам опен-колла Издательского Дома «Питер», моя рукопись «Цифровое сердце» прошла в финал и скоро выйдет в серии «Питер. Fantazy». Кстати, над этой рукописью я работала на курсе Band «Как написать роман» и участвовала с ней в питчинге. Так что да, конкурсы — это хорошая тема для начинающих авторов.
— На ваш взгляд, нужно ли авторам «следить за трендами» и писать, стараясь попасть в эти тренды?
— Следить — да, чтобы ориентироваться в книжном пространстве, писать, стараясь попасть, — нет. Боюсь, может выглядеть фальшиво, если у автора какая-то тема не горит, а просто модная. Поэтому всегда, прежде чем начать книгу, я нащупываю свои болевые точки, и неважно, в тренде ли сейчас эльфы, геймеры или зомби. Проблемы выбора, ответственности, жертвы, поиска себя вечны, и меня они тоже касаются.
— Вы учились у нас на восьми курсах, чем помогает учёба на курсах писательского мастерства? Как вы считаете, можно ли научиться писать?
— Считаю, научиться можно всему. Есть мнение, что вся эта теория перекрывает живой творческий поток, но, по-моему, она его, наоборот, направляет, делает менее хаотичным.
Я всю жизнь занимаюсь танцами. Это очень искреннее искусство, танец должен идти от сердца. Кажется, танцор всё делает легко и непринуждённо. Но сколько времени перед этим он стоит у станка и учится грамотно садиться в плие! Знание азбуки танца не мешает ему быть искренним на сцене.
Свой первый роман «Когда слышишь драконов» я написала за месяц в так называемом потоке, и потом редактировала его три года. Причём глобально. Нащупывала творческую задачу, продумывала мотивы антагониста, меняла антагониста трижды, дополняла историю второстепенными линиями. Конечно, благодаря учёбе и соответствующей литературе, потому что у меня были нулевые знания о писательстве как ремесле.
— Как работалось с редакторами? Это важная часть учёбы? Важен ли для вас профессиональный взгляд?
— Очень важен. Это самое ценное, то, чего не получишь, читая книги по писательскому мастерству. Мне всегда везло с редакторами. Они мастерски подмечали всякие мелочи, которые я упускала, помогали улучшать текст, а главное, дорабатывать идею, создавая из сырой задумки прочный каркас истории.
— У вас высокие оценки от читателей. Как вы реагируете на критику своих произведений? Что делать, если она сильно ранит и задевает?
— Спокойно реагирую. Задевает, да, но не ранит. Если это выброс чьих-то эмоций, то, как говорится, «собака лает, караван идёт». Если это критика от профессионала, я ей благодарна и учту на будущее.
О моём первом черновике про попаданку в мир эльфов, профессор литинститута, к которому я пришла на свой первый в жизни литературный курс семь лет назад, сказал: «Фэнтези — это недожанр». С тех пор я написала двадцать книг в любимом «недожанре» и не собираюсь останавливаться на достигнутом.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.