BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

«Детский писатель должен хорошо понимать детей»

Практикующий литературный редактор, филолог, писательница и исследовательница творчества, Дарья Анацко рассказала о том, как детскому писателю довести книгу от идеи до тиража.
Анна Коротеева
Автор статьи
Поделиться
— Должен ли детский писатель обязательно любить детей?

— О да! Причем хорошо бы, чтобы эта любовь строилась на уважении и восхищении тем, что умеют дети и какие они, а не только на умилении. Более того, детский писатель должен хорошо понимать детей, знать детскую психологию, особенности возрастного развития — и сам иметь налаженный здоровый контакт со своим внутренним ребёнком.

— Какие навыки, кроме непосредственно письма, должны быть у детского писателя?

— Развитый эмоциональный интеллект, эмпатия, чуткость, наблюдательность, готовность в любой ситуации встать на сторону ребёнка, вера в свет, умение быть добрым старшим товарищем и сделать свой опыт мостиком в настоящую сложную жизнь, по которому безопасно смогут пройти читатели.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Всем ли детским авторам в обязательном порядке нужно прочесть Проппа? А кто ещё может быть в этом списке?
— Вообще Проппа читать сложновато, никому не рекомендую. Как и Кэмпбелла в оригинале. А вот Кристофера Воглера, адаптировавшего, по сути, все эти идеи для массового читателя, — уже вполне можно. Но не обязательно! Достаточно понимать, как строится арка персонажа и достоверное преображение — на теоретическом уровне.
— Язык в детских книгах должен быть простым? Или можно экспериментировать?
— Язык должен быть доступным, и эксперименты, конечно, приветствуются. На самом деле я не из тех, кто считает, что детям надо писать простыми предложениями из пяти слов, большая часть из которых — глаголы. Дети очень чутки к языку, они хорошо понимают и более сложные структуры. Выразительность, образность, сушить точно не нужно. Главное — чтобы смыслы и лексика были понятными и актуальными.
К тому же, если автор сильно озабочен особым «детским» звучанием, он крадёт что-то у собственного стиля, а значит, и у себя, и мы в итоге получаем средний, никакой полустиль, которым, к сожалению, написана добрая половина «старшедошкольной» и «младшешкольной» литературы. Вы могли замечать некоторую одинаковость в их звучании.
— Используют ли при создании детских книг нейросети? Например, при работе с иллюстрациями. А что важнее в детской книге — иллюстрации или текст?
— Используют. Но я не сторонница такого подхода, даже в вопросе визуализации. Во-первых, из-за этого все обложки самиздата и начинающих авторов выглядят одинаково с точки зрения стиля, и это пугает (улыбается, — прим. ред.) Во-вторых, это не сильно красиво и выразительно. К тому же, стиль зачастую вообще никак не соотносится со стилем автора, и такая дисгармония тоже не идёт на пользу продвижению истории.
Ну и такие «лайфхаки» замыкают самопродюсирование книги на самом авторе, что приводит к массовому снижению качества контента, поскольку авторы перестают быть включёнными в ситуацию здоровой конкуренции и не получают повода для развития.
Про участие нейросети в создании текста, думаю, и говорить не буду — это недопустимо примерно по миллиону поводов, но самое главное: нейросети ужасные писатели.
— Вы давно работаете с начинающими авторами, с какими самыми типичными ошибками в их текстах вы сталкивались?
— Стараюсь не употреблять учительскую лексику и сосредоточена на том, чтобы увидеть прежде всего потенциал и сильные стороны — и по ним и работать. Если же говорить о зонах роста, то, по моему опыту, такой топ-4:
  • Достоверность и объёмность мира
  • Логика и мотивация поступков и решений
  • Создание выразительности повествования
  • Проявление авторского стиля и видения
— Вы работаете со студентами на тарифе «Мастер» на курсе «Как написать детскую книгу». У каких идей или рукописей больше всего шансов на то, чтобы получить предложение от издательства? Были ли какие-то конкретные примеры синопсисов или финальных текстов, которые зацепили?
— Истории, которые редакторы выдвигают в шорт-лист, обычно очень классные по умолчанию (иначе как бы они там оказались?). Я лично бы издала всех, кого сама рекомендовала на питчинг уже за 3 своих сезона курса.
Издательства к нам на питчинги заходят разные, поэтому не спрогнозируешь. Каждый ищет под свою нишу, голос, ценности. Поэтому с точки зрения жанровости тут у всех равные шансы. Но общая вероятность будет выше, если:
  • текст дописан;
  • точно определён возраст читателей;
  • тема-проблема соответствуют возрастному запросу;
  • текст плотно сбит по форме и содержанию: ничего не вываливается, не провисает;
  • история яркая, цепкая, немного болючая — или развесёлая;
  • проявлен авторский стиль.
— Каких книг остро жаждет книжный рынок, но их пока что нет (или очень мало)?
— Я бы поставила на качественные детские детективы — как в реалистическом сеттинге, так и в фэнтезийном. И, конечно, на нео-сказки — я так называю новый жанр, который создаётся прямо сейчас, на пересечении сказки, фэнтези и детектива.
Плюс «книги на сложные темы» — мне кажется, в детском сегменте их всегда будет мало, сколько ни издавай. Важность подобных разговоров не снижается ни со временем, ни с количеством прецедентов.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.