BAND
Напишите нам
WhatsApp
WhatsApp

«Наш непростой жизненный опыт — это сундук с сокровищами, из которого можно доставать истории»

На вопросы Band мы попросили ответить выпускницу авторского курса cценариста Алексея Сашина «Пишем сериал. От заявки до пилота» актрису, художника-раскадровщика, писательницу Анастасию Брагину, которая получила грант Фонда кино!
Маргарита Панченко
Автор статьи
Редактор, автор блога Band
Поделиться
Фотография: Елена Соболь
— Анастасия, расскажите, пожалуйста, как родилась идея вашего проекта, который был отмечен грантом Фонда кино?

— Во время путешествия по Дальнему Востоку мне пришла мысль написать комедийный роуд-муви о путешествиях по России. В это время я как раз проходила курс Алексея Сашина, и знания оттуда помогли мне оформить идею в готовый сценарий и участвовать в конкурсе.

На курсе я работала над другим проектом, но в первом домашнем задании расписала эту идею, и замысел понравился и нашему редактору Татьяне Зыряновой. Я начала самостоятельно писать сценарий.

Сначала я задумала его как сериал, но когда через два месяца узнала о программе «Автор» Фонда кино и решила в ней участвовать, то адаптировала текст для полнометражного фильма. Таковы были условия. Плюс сама по себе идея очень классно укладывалась в другую форму и получилась более стройной.

Эту историю я оформила под рабочим названием «Вечная молодость» и отправила её в составе четырёх других сценарных заявок на грант. В итоге как раз вот эта идея и победила.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
— Как проходила работа над вашим сценарием на курсе? С какими сложностями/страхами столкнулись? Какую поддержку получили на курсе?
— На курс я пришла с моей коллегой Евой Елизаровой. С Евой мы работали над другой идеей. У нас был сценарий бандитского сериала «Не время для принцесс» про 90-е. До начала курса и у меня, и у Евы были наработки, и они хорошо перекликались друг с другом, только главным героиням было разное количество лет. У Евы тема была более бандитская, у меня – рок-н-рольная, и когда мы обсуждали, с чем мы хотим зайти на курс, то решили двух этих героинь сделать сёстрами и объединить в один фильм.
Важный момент, который я хочу отметить. Алексей Сашин много говорил про правила драматургии, правила написания хорошего сериала. И самая первая сложность, с которой сталкиваешься — это осознание, что не все свои идеи можно превратить в художественное произведение.
Но не стоит бояться отказываться от своих идей, так как к ним можно вернуться позже и превратить их в другую форму: прозу, стихи, романы, театральные постановки и так далее.
И ты понимаешь, что любой твой труд не пропадает, он складывается во внутреннюю копилочку, которую ты можешь использовать дальше. Я достала свои старые папки с набросками историй, написанных для других романов, рассказов, и из этого собрала несколько заявок на полнометражные фильмы для Фонда Кино, и вот одна из них, как раз та идея, которая ко мне пришла во время курса, она и прошла.
Фотографии: Екатерина Кара
Вторая сложность при работе с любым жанром драматургии состоит в том, что здесь очень чёткая структура. Я бы даже сказала определённая технология, нарушение которой довольно чревато. Ты как инженер собираешь историю по кусочкам, как конструктор. Причём все детали должны идеально подходить друг другу. Ну и не забываем о художественной составляющей. Это нужно, чтобы текст получился цепляющим, выразительным.
Конечно, в некоторые моменты мозг просто закипал. Но нам сильно помогала наш потрясающий редактор Таня Зырянова. Плюс сложилась очень дружная группа студентов. Мы друг другу помогали, давали обратную связь на работы. Ну и, конечно, мне помогла работа в соавторстве: напарник всегда готов выслушать, подсказать.
— Что дало участие в курсе Band? Что было особенно ценным? Какой новый опыт получили?
— Со школой Band я познакомилась ещё в 2021 году — училась на курсе «Как написать роман». Благодаря профессии актрисы я поняла, что у меня есть огромное желание придумывать и рассказывать истории. Написала 70 тыс. знаков, поняла, что самостоятельно не смогу работать с такими объёмами, и решила пойти учиться.
Я писала автофикшен-прозу, заходила с важной для себя историей. Всё, что кажется тяжёлым грузом прошлого, можно использовать для творчества. Это не чемодан без ручки, а сундук с сокровищами, из которого ты можешь брать, обрабатывать и выдавать истории, которые будут нравиться людям.
По итогам первой главы на питчинг я не попала и очень расстроилась. Но вошла в лонг-лист, и по результатам дописанных произведений мою рукопись признали лучшей. Я получила от Band редактуру и корректуру текста.
В школе я не только смогла дописать роман, но и получила теоретическую базу, чего на тот момент мне не хватало, потому что двигаться интуитивно можно до определённого времени.
А ещё Band мне дал большую уверенность в собственных силах. Ещё на самом первом курсе в общем чате я видела, что все авторы сомневаются в том, что они пишут, они не понимают ценно, читабельно, интересно ли это. И первое, что ищет каждый автор на самом деле — уверенность в себе как в профессионале.
— Какие преимущества даёт грант Фонда кино? На каком этапе сейчас сотрудничество с ним?
Поддержка, которую Фонд кино оказывает сценаристам, отобранным для участия в программе, колоссальная. Например, стипендия, которая даёт возможность всё своё время, усилия, рабочие ресурсы посвящать исключительно творческому проекту. Это важно, потому что когда тебе приходится искать источники дохода, то это отнимает большую часть времени, тормозит твоё развитие, отдаляет момент, когда ты сможешь полноценно существовать только за счёт своей творческой работы.
У Фонда кино при отборе на эту программу нет требования, чтобы участники имели профессиональное образование сценариста. Участникам необходимо пройти обучение по специальностям, которые одобрены Фондом кино (стоимость компенсируется). Плюс ко всему, Фонд даёт редакторскую и правовую поддержку.
В течение года будем работать над превращением сценарной заявки, которая отобрана для участия в программе, в полноценный качественный профессиональный рабочий сценарий. Важное слово «рабочий», потому что создание кино — сложный и дорогой процесс, который включает в себя работу огромного количества людей.
На каждом (актёры, режиссёрская и операторская группы, продюсеры) лежит колоссальная ответственность за результат всей команды. Чем продуктивнее вы поработали на этапе препродакшена, тем легче и дешевле будет снимать.
И, конечно, сам материал — сценарий, который заложен в фундамент всей этой конструкции, должен быть максимально крепким, как фундамент дома. Плюс ко всему у произведения должна быть сверхзадача — какая-то добрая, светлая идея в основе. Чтобы кино оставляло след в душе зрителя: где-то он расплачется, где-то — посмеётся, о чём-то задумается, переживёт эмоции и выйдет из кинотеатра вдохновлённым. Ведь это — одна из главнейших функций кино.
Фотографии: Екатерина Кара
— Были ли вы уверены в своей работе? Шли ли целенаправленно к этой победе или она стала неожиданностью?
— Я была уверена в знаниях, полученных во время учёбы, уверена в своих идеях, но о победе не думала. В киноиндустрии огромная конкуренция, я шла по наработанной актёрами схеме: «Записал самопробы, отправил и забыл».
Ты прекрасно понимаешь, что таких, как ты, много и они тоже что-то из себя представляют, и кто-то вполне может оказаться более подходящим, чем ты. Тут я сознательно избегаю слов «лучше, чем ты», потому что корректнее сказать: «более подходящим под конкретную задачу».
— Как думаете, почему именно вашу работу заметили и так высоко оценили кураторы?
— Недавно слушала конференцию с представителями Фонда кино о программе «Автор». Многократно подчёркивалось, в приоритете — талантливые авторы. Могу предположить, что у меня как у личности, и у моего сценария есть ряд козырей.
В основе сюжета моей истории — большой эмоциональный заряд и попытка справиться со сложностями на очередном этапе взросления. Сверхзадача, которую я себе ставила: говорить о сложных вещах легко, поэтому был выбран комедийный жанр.
А вот сильная сторона как автора — разносторонний жизненный опыт (это же, кстати, помогает и в актёрской профессии). Много лет провела в профессиональном спорте — в прошлом тренер по боксу. Кроме того, я художник с академическим образованием.
Что ещё? Бурная рок-н-рольная юность, трудности подросткового возраста… На пути встречались люди часто диаметрально противоположных взглядов. Благодаря чему, я научилась видеть мир с разных сторон. Со мной случалось много историй, мне всегда есть что рассказать. Когда я писала эссе для Фонда кино, именно на этом делала упор.
Поэтому и смогла собрать четыре заявки в довольно сжатые сроки. Но я справилась, потому что в основе каждой заявки лежала хорошо знакомая и близкая мне идея. В итоге получились четыре истории в разных жанрах: комедия, лирическая комедия, драма и спортивная драма. Все эти истории, так или иначе, затрагивали мой личный жизненный опыт.
— Какими работами вы вдохновляетесь? Есть ли большая цель в профессии сценариста?
— Сложно выделить отдельные проекты — я смотрю много картин, чтобы быть в курсе киноиндустрии. Вдохновляюсь советским кино, люблю фильмы Эльдара Рязанова. Из современных работ — сериал «Балет»: возрастных главных героев не хватает, а здесь им за пятьдесят. Понравились полнометражные фильмы «Юра дворник» и «Поехавшая». Дважды пересматривала «Слово пацана»: в первый раз эмоционально погрузилась в историю и не обращала внимания на правила драматургии. Во второй раз увидела, насколько хорошо сценарно он сделан.
Что касается профессиональных целей, хочется сделать картину, которая запомнится, станет культовой. Я понимаю, что объёмы контента большие, источники разные, аудитория сегментирована и, на мой взгляд сейчас, практически невозможно сделать фильм, который по уровню культовости был бы, как «Брат» или «Брат 2», цитатами из которых до сих пор разговаривают. Но это то, к чему я стремлюсь.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.