BAND
Напишите нам
WhatsApp

Анастасия Шевченко: «Чтобы писать лучше, надо просто писать. Тренировать, как любой другой навык»

Интервью с писательницей, продюсером и редактором издательства «Альпина.Проза» Анастасией Шевченко.
Анна Коротеева
Автор статьи
Поделиться
Анастасия Шевченко — литературный обозреватель, преподаватель, писатель. Редактор и продюсер издательства «Альпина.Проза». Как литредактор и рецензент сотрудничала также с издательствами: «Редакция Елены Шубиной», Поляндрия No Age, «Абрикобукс», NoSugar, Wonderbook, Inspiria, «Фолиант», «Самокат», «Синдбад», «Альпина.Дети».

Анастасия Шевченко — мастер нового курса Band «Современный рассказ». Она хорошо знает все слабые места в работах начинающих авторов. В том числе тех, кто работает с малой формой. О современном рассказе говорим в нашем интервью.
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
Тренды протухают быстро
Кого вы рекомендуете читать, чтобы самому писать лучше?
— У меня в телеграм-канале есть нерегулярная рубрика «Рассказ по вторникам» — неделю классика, неделю что-то современное. А здесь большая подборка сборников малой прозы.

5 рассказов, с которых можно начать

«Вредитель» — один из лучших рассказов автора. В нем действует завораживающе отвратительный персонаж.

Необычный строй повествования и узнаваемая поэтика — особенность осокинской прозы.

Марта Антоничева пишет разноплановые тексты, но, к сожалению, публикуется она редко.

Ирина Богатырёва чаще всего пишет реалистическую прозу и виртуозно рассказывает историю внутри истории. Кстати, Ирина — редактор нескольких курсов Band.

Проза Даши Благовой необычна и напевна, она конструирует необычный смысловой ряд, как будто выстраивая новый миф, но пишет при этом реалистично.
— У рассказа жёсткие рамки?
— Точно нет. Например, рассказ «Водонапорная башня» Виктора Пелевина написан единым предложением. Всё начинается в 1928 году и заканчивается примерно через 20 лет.
Похожим приёмом пользуется Владимир Лидский. Тексты в сборнике повестей и рассказов «Тёмная Лида» тоже написаны будто единым потоком, иногда прерываясь многоточиями. Это выглядит как прерванный радиоэфир, обрывки воспоминаний, фотографии, вылетевшие из старого фотоальбома.
— Каковы особенности хронотопа в современном рассказе?
— Рассказ — это почти всегда какой-то единственный эпизод из жизни героя/героев. С некоторыми отступлениями, но все же ограничение задано вполне конкретное — случай из жизни, что с моей стороны, конечно, утрирование, но совсем новичку лучше отталкиваться от этого.
— Любая ли идея может стать рассказом? С чего начать: с сюжета, героя или одной яркой сцены, озарившей сознание?
— Абсолютно любая, и начать придумывать можно с чего угодно, а потом уже выстроить план и структурировать «яркую сцену, озарившую сознание», потому что проговоренное внутри может выглядеть на письме совсем иначе, а читатель даже не догадается, что происходило в голове создателя текста.
— В чём ключевые отличия рассказа / новеллы от романа?
— Рассказ от новеллы тоже отличается — о разнице говорят преимущественно литературоведы, но, как правило, новелла короче, остросюжетнее и лишена глубокого психологизма. От романа все это вкупе отличается не только объемом, но и планами, уровнями, возможностями рассказать несколько историй в одной, переплетая сюжетные линии, которых в рассказе/новелле в идеале одна и никаких гвоздей.
— О чём важно помнить авторам, работающим с малой прозой?
— Помните о достоверности. Если что-то произошло, это должно чем-то закончиться. Если герой куда-то идёт, он должен куда-то прийти. Даже если у вас фэнтези-мир с единорогами, причинно-следственные связи никто не отменял. Придумать из головы — недостаточно для реализма, необходим фактчекинг. Нельзя опираться на память, надо сверяться с другими источниками, лучше несколькими.
Будьте внимательны к деталям. Показывайте, а не рассказывайте — совет избитый, но метод рабочий. Детали помогают читателям самостоятельно воссоздавать картину.
Задействуйте все органы восприятия. Используйте необычные сравнения. Не пренебрегайте ощущениями. Это облегчает напряжение. Как, кажется, Аристотель в «Поэтике» писал о том, что надежда должна сменяться отчаянием и наоборот.
— Какие темы, жанры и сюжеты привлекают современных издателей и читателей?
— Тренды протухают быстро, а темы — одинаково важные для авторов и читателей — всегда разнообразны: от бытовых проблем до своего места в мировой культуре. В этом смысле ничего нового, как и сюжетов, которых вроде бы по-прежнему от 4 до 36, но переосмысливаются по-разному. Разве что сейчас авторы больше экспериментируют и стали писать больше текстов, изобилующих я-высказываниями на грани с письменными практиками.
Единственный способ найти себя как писателя и познакомиться с собой — сесть и писать
— Какой уровень писательских навыков должен иметь студент перед началом курса?
— Планирую отталкиваться от того, что придут начинающие, потому что опытные авторы уже примерно представляют, как применить теорию на практике.
— Предполагается, что за время курса студенты напишут 5 рассказов. В среднем, сколько у опытного автора уходит на написание рассказа?
— Скорее, это будут такие домашние заготовки, не все из которых сразу станут полноценным, готовым к публикации рассказом — совершенствовать и доводить до ума можно бесконечно. Время написания не зависит от опыта, потому что на многое влияют профессиональные привычки. Средней температуры по палате просто не существует, когда речь не идет об издательских сроках, но это совсем иная история.
— Какие задания и практические упражнения ожидают участников курса?
— Будем превращать штампы в средства художественной выразительности, менять интонацию и направление взгляда рассказчика, переключать регистры и наделять героев характеристиками, чтобы из лего-человечков они превращались в людей.
— Можно ли рассматривать рассказы как возможности найти свои темы, которые затем ты перенесёшь в роман?
— Единственный способ найти себя как писателя и познакомиться с собой — сесть и писать. Любые курсы по литмастерству, будь то романная проза или малая форма, — это теоретическая база, ваши опоры, которые дают представление, как всё работает. Когда опираетесь на эту теорию, вам будет проще. Но если вы не пишете и не выполняете практические задания, то можете продолжать мечтать о написании романа, но сам роман так и не написать.
Мне-писателю остается очень мало пространства во взрослой жизни меня-редактора и меня-продюсера
— Вы член экспертного совета премий «Лицей» и премии малой прозы им. В. Катаева. Рецензент дома творчества писателей «Переделкино». По вашим наблюдениям, о чём в большинстве своём пишут молодые авторы?
— О том же, о чем писали молодые авторы 10, 20, 30, 100 лет назад — о себе, о других и о том, что их всех окружает снаружи и тревожит внутри.
— Вы пишете сами. Как вам удаётся совмещать роли редактора, писателя, рецензента?
— Мне-писателю остается очень мало пространства во взрослой жизни меня-редактора и меня-продюсера, но писательство это такая же работа, как и все прочее, а если у тебя есть перед кем-то — пусть и перед собой — обязательства, то ты просто выделяешь время в графике, садишься и работаешь: пишешь свое, редактируешь или читаешь чужое. Волшебной таблетки, кроме дисциплины, пока не придумали.
— Вы автор телеграм-канала «Заметки панк-редактора», стали лауреатом шестого сезона премии «_Литблог». Каким, на ваш взгляд, должен быть литературный блог сегодня, чтобы привлечь внимание читателей?
— Я неправильный лауреат и, к слову, до сих пор не слишком заметный для большинства издательств. Наверное, потому, что не собиралась и не собираюсь специально собирать какую-то аудиторию и намеренно привлекать ее внимание.
Я принципиально не размещаю джинсу и откровенную рекламу, много лет пишу о том, что интересно лично мне и еще нескольким знакомым, постепенно выяснилось, что не очень знакомым все это тоже интересно.
Никто никому ничего не должен — ни писатель, ни блогер, ни критик, ни читатель: попытка встроиться в чьи-то потребности чаще всего оборачивается зависимостью от чужих предпочтений, лично я в эту ловушку не хочу. И вам не стану советовать.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.