BAND
Напишите нам
WhatsApp

Как описать характер персонажа

Образ героя – один из ключевых моментов в работе писателя. Персонаж должен получиться живым, объемным – тогда читатель будет сопереживать ему и захочет узнать, чем же заканчивается его история. Пошаговых инструкций, как описать характер персонажа, не существует. Однако в арсенале начинающего автора есть приемы классиков. Давайте разбираться!
Зачем описывать характер?
Описание – способ смысловой организации текста, наряду с повествованием и рассуждением. Описывая героя или обстановку, автор выступает в роли кинооператора – будто показывает нам кадры из фильма. И читатель следует за «камерой», соглашаясь с предлагаемым видением.

Какие виды описаний встречаются в литературе?

Литературный персонаж, как правило, получает характеристику в начале произведения – там, где он вводится в повествование и случается завязка. Читателю будто бы предъявляют фотокарточку и характеристику героя – вот, мол, кто перед вами.

Писатели используют следующие виды описаний:
Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»
  • Индуктивное / дедуктивное
    В первом случае создатель начинает с главной черты и переходит к личности главного героя; во втором – наоборот: описание личности дается сразу крупными мазками. Так, Буркин в рассказе Чехова, описывая «человека в футляре», начинает с особенности: «…всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Затем доводит эту черту до абсурда, убеждая читателя в странности Беликова: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник».
  • Статическое / динамическое
    Автор может описать персонажа как элемент застывшей картины: он такой и такой. А может «растянуть» описание: герой до событий был одним, а затем поменялся – здесь проявляется авторское знание психологии. Пушкин в конце романа выносит вердикт «новой» Татьяне: «Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал

    Сложные образы всегда претерпевают изменения. Главная героиня повести «Капитанская дочка» при первом появлении получает двойственную характеристику: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою». По мере раскрытия характера героини Петр Андреевич влюбляется в девушку.
  • Полное / фрагментарное
    В первом случае у нас есть 3D-карта личности, во втором – лишь скриншот одной из ее сторон. Пример: при первом упоминании Швабрина в «Капитанской дочке» приводится одна деталь его биографии – образ получается демоническим: «Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство».
  • Прямое / косвенное
    Героя можно описать так, будто он в кабинете психотерапевта – так делал Достоевский. «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр», – звучит из уст Разумихина. Косвенной же характеристикой Раскольникова станет его поступок, размышления в каморке и увлечение Ницше.
  • От лица автора / других героев или самоописание
    Пример первого – ищите в предыдущем пункте. Самоописание же хорошо подается Лермонтовым как базовый прием характеристики Печорина. Цитат с Я-определениями в романе множество:

    «Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен»
    «...Я давно уж живу не сердцем, а головою»
    «...Я любил для себя, для собственного удовольствия»
    «Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами...»
    «Я сделался нравственным калекой»

    От таких емких характеристик – казалось бы! – читатель должен заскучать: что еще можно разгадывать в герое? Между тем трагизм и загадочность образа «якание» только усиливает, а Печорин становится образцом рефлексирующего героя.
  • Индивидуализированное / типовое
    Одни главные герои описываются как уникальные личности (Печорин, Раскольников, Татьяна Ларина), другие получают типовое описание – в них отражается дух времени, приметы поколения (Базаров, Обломов).
  • Генерализованное / с одной акцентной деталью
    Мастера слова могут описывать персонажа с разных сторон и достаточно подробно, а могут выпячивать одну деталь или черту – делать ее центральной составляющей психологического портрета. Так, при упоминании Сонечки Мармеладовой Достоевский постоянно использует слово «маленькая», а в одном месте дает расшифровку детали: «…несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях».
  • Самостоятельное / изолированное или контрастное
    На контрасте даны описания Татьяны и Ольги Лариных, Обломова и Штольца. Сопоставление личностей помогает читателю глубже понять их сущность.
Иногда подробного описания характера в книге не встретить. Автор может создать «персонажа-функцию»: его роль обусловлена фабулой и описания не предполагает. К примеру, «функцией» является жандарм, оповестивший приезд настоящего ревизора в гоголевской пьесе.

Беллетристы, пишущие в жанре детектива, вообще заменяют описание непрерывным рассказыванием: портрет персонажа «размазывается» по сюжету и не занимает определенного места в композиции.
Что еще почитать по этой теме:
В литературной мастерской «Как написать роман» одно из домашних заданий звучит так: Анализируем композицию выбранных романов, разбиваем на акты, находим поворотные пункты, ключевые события и сцены, меняющие поворот сюжета.

Что описывать, работая над героем?

В произведениях принято описывать:
  • внешность (об этом читайте здесь),
  • костюм,
  • характер,
  • детство, юность, этапы становления личности,
  • особенности в поведении,
  • стиль взаимодействия с окружающими,
  • мысли, внутренние метания.

Как описывать правильно характер героя?

Как можно описать так, чтобы персонаж ожил в книге? Способов несколько:
  • Протокольно охарактеризовать склонности и привычки – представить анамнез личности. Опасный в действии прием: читатель может заскучать! В характере должна остаться интрига: за ним читателю предстоит наблюдать (таково описание Татьяны Лариной).
  • Вооружить героя или героиню склонностью к рефлексии: прием не для всех – только глубокие персонажи могут им оперировать (Печорин).
  • Красиво представить его в действии или в речи – через поступки и диалоги раскрыть закоулки души, привычные реакции и темперамент (Раскольников).
  • Показать персонажа глазами окружающих – друзей, случайных знакомых и антагонистов (как у Достоевского).
  • Предъявить говорящую деталь (Беликов). Некоторые начинающие писатели вообще считают, что персонажа должно что-то выделять – некая причуда во внешности или поведении: хромота, шрам, дефект речи, пристрастие к суевериям, любимая присказка.
  • Дать говорящую фамилию – емкий прием, который заменяет абзацы пространных описаний и демонстрирует отношение автора (надломленный Раскольников, живущий с оглядкой Фамусов, парочка Бобчинский и Добчинский, Плюшкин).
  • Использовать прием контраста: князь Мышкин весьма отважен, а маленькая Сонечка Мармеладова несет непосильную ношу.

Персонаж = человек?

Есть 3 варианта работы с образом:
  • 1
    Прототипирование – списание художественного образа с реального человека, которого автор встречал при жизни, – помогает избежать ходульности образа. У Остапа Бендера, Шерлока Холмса и Дориана Грея были прототипы. Удивительно?
  • 2
    Проектирование авторского «я». «Белеет парус одинокий…» – одна из самых известных проекций, которая едва ли поддается правильной интерпретации: то ли глас Лермонтова, то ли персонажа? Переосмыслению подвергаются и уже существующие литературные образы – получается новая проекция «типа» (лишний человек, герой-любовник).
  • 3
    Абсолютно вымышленный персонаж – создается «из головы». Наиболее сложный подход, требует знания психотипов, логики личностного развития: нужно заставить читателя поверить в героя.
Чаще всего начинающие писатели синтезируют эти подходы: к прототипу добавляются элементы вымысла.
Мастерство описания внешности и характера персонажа стоит развивать. На наших литературных мастерских авторы делятся приемами, которые сами используют в творчестве.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.