ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА
скидки до 30%
До конца акции осталось:
Секунд
Минут
Часов
Дней
12
12
:
:
:
12
2
Хотите подписаться на новости и акции школы?
Close
Напишите нам
WhatsApp
Как писать диалоги: руководство по созданию сильных диалогов
Диалоги – важная часть любого произведения, и тем более сценария. Создать сильный, цепляющий диалог, который раскроет героя и добавит развитие в сюжет – вот задача автора. Как написать такой диалог? Ищите ответы в статье.
В материале мы расскажем:
Как писать диалоги для сценария: 5 признаков хорошего диалога
Писатели и сценаристы совершенствуют навыки написания диалогов, чтобы их персонажи звучали правдоподобно и убедительно. Как создавать сильные диалоги? Как заставить читателя «слушать» ваших персонажей? Как писать диалоги для романа, рассказа, сценария?
Всего три строчки, а смысла и закадрового подтекста много, диалог дополняет характеры персонажей. Будем учиться писать так же.
Помните этот фрагмент из фильма «1+1»?

— Вы любите живопись?

— Да, очень. Люблю Рафаэля.

— А мне больше нравятся другие черепашки-ниндзя.
Подписаться на новости, бесплатные лекции и скидки
Диалог раскрывает личность героя

Раскрыть героя и добавить персонажу изюминку можно именно через его манеру вести диалоги. Речь героя – одна из важных характеристик, которая продумывается ещё на этапе создания анкеты персонажа.

Рассказать о персонаже в диалоге можно через слова-паразиты, которыми он грешит, речевые дефекты, профессиональный или социальный сленг.
Какие функции выполняет хороший диалог?
Например диалог Фандорина и Пожарского из «Статского советника»:

- Ну что Питер? Чахотка, да начальство. А здесь - сердце России, её печень, кишки. Мы эти кишочки промоем, пищевареньице наладим.

- Я едва ли гожусь на роль к-клистерной трубки.

- Эраст Петрович, ну к лицу ли вам чистоплюйство? Ведь мы кто? Мы охранители порядка, мы хуже любой клистерной трубки, мы хуже последнего золотаря. Вы знаете, кто мы?

- Я надеюсь, охранители добра от зла.
Фандорин заикается, это его особенность, у заикания есть история, рассказанная в первой книге «Азазель». Пожарский имеет склонность к использованию уменьшительно-ласкательной формы слов. На контрасте с тем, ЧТО он говорит, звучит жутко и запоминается. Оба используют слова из лексики 18-19 века: золотарь, охранитель, клистирная трубка, что окунает в атмосферу описываемого времени.
Диалог дополняет сюжет

Раскрытие сюжетной линии можно проводить через диалоги. Герой рассказал о прошедшем или предстоящем событии – раскрытие бэкграунда без слов автора. Герой унижает/признаётся в любви/обманывает кого-то – прямо в диалоге происходит сюжетное действие.
Одна из глав «Алхимика» Коэльо заканчивается диалогом:

– Это и есть оазис, – сказал Погонщик.

– Так почему же мы не идем туда?

– Потому что нам надо поспать.
Надо ли объяснять дальнейшие действия словами автора? Нет. Глава закончилась. Следующая глава начинается с нового дня.
Диалог содержит подтекст

Опытные писатели не просто пересказывают бытовые диалоги, они заключают в них второй смысл, игру слов, битву между героями.
— Я хочу быть великим путешественником, как Магеллан.

— Ты опоздал. Уже все открыто.
Это диалог для сценария фильма «Шоу Трумана» Сцена, где Труман разговаривает с «матерью». Фраза матери не просто констатация факта. Это попытка подавить тягу героя к новому, закрыть ему путь за пределы искусственного мира. Но только зритель это понимает отчётливо, а герой нет.
Чтобы научиться правильно писать диалоги, надо знать как НЕ правильно. Разберём частые ошибки:

Отсутствие смысла (формальный диалог ради диалога)
Если без диалога можно обойтись (он не несёт важного для сюжета смысла), то лучше его убрать.
Частые ошибки в написании диалогов
Что еще почитать по этой теме:
Вот так НЕ надо:

– Привет, как дела?

– Нормально, ты как?

– Тоже ничего. Как брат?

– Хорошо.
Можно просто сообщить, что герои поздоровались.

Когда надо показать, что герои общаются долго, то лучше передать это через слова автора:

Он говорили и говорили, и не могли наговориться: о доме, о матери, о новой корове, о соседях. Леше хотелось рассказать всё пережитое в эти два года.
Избыточность (много лишнего)

Иногда авторы вкладывают в уста слишком много лишней информации, пытаясь через диалог объяснить какие-то явления. Это лишает диалог реалистичности. Так НЕ надо:
– Я на днях читал Коэльо. Это бразильский прозаик и поэт, который у нас прославился после книги «Алхимик».

– Интересно, и?

– И вот его книга «Вероника решает умереть» поразила меня.
Немного странно слышать википедную выдержку из уст героя. Так не говорят. Диалог пластмассовый. Если необходимо раскрыть понятие или исторический/технический факт, сделайте сноску. Или же обыграйте диалогом, но логично:
– Я на днях читал Коэльо…

– Кто это?

– Писатель. Бразилец, кажется. Он этого … «Алхимика» написал, не слышал?
Однообразность (все герои говорят одним языком)

Уже говорили выше, что речь героя характеризует его личность. Если же все герои говорят одним языком, нет никаких стилистических, лингвистических особенностей, то личности не раскрыты, а герои однообразны.
Повтор известной информации

Когда в книге или сценарии подробно описано/показано действие, то не надо его пересказывать в диалогах, даже если один из героев не в курсе событий и его надо оповестить. Диалог может быть, но максимально короткий, только лишь, чтобы показать отношение или эмоцию героя о новости. Например:
Андрей рассказал все без утайки. Анна же слушала, хмурилась и иногда лишь коротко замечала:

– Ужас.

– Быть не может.

– Поверить не могу.
Пересказ чужой речи

Старайтесь избегать пересказа чужой речи в диалогах. Если же это необходимо, то используйте косвенную речь.
Так НЕ надо:

– Встретил Катю на рынке Она меня спросила «Как Алиса?», а я сказал: «Как обычно, занята семьей и детьми. Счастлива».
Вот так можно:

– Встретил Катю на рынке, о тебе спрашивала. Сказал ей, что все хорошо, что ты в семье и детях счастлива.
Несоответствие ситуации или образу говорящего

Опять говорим о соответствии образа персонажа и его речи. Благородный рыцарь не балакает по фени, а деревенский простачок не цитирует Ницше.
Ошибки мы разобрали, из них можно сделать вывод о том, как и что учитывать при написании диалога:
Как писать диалоги в сценариях и книгах: 5 принципов
  • Оживляйте речь героя, соотнося её с прописанным образом, ситуаций и историей героя (см. анкета персонажа). Создавая героев, списывайте их речь и манеру говорить с реальных людей. С друзей, родственников, случайных незнакомцев в кафе. Речь должна быть живой и характерной. У каждого героя свои речевые особенности.

  • Разбавляйте диалоги речью автора. Длинные диалоги утомляют. Добавляйте действия между репликами.

  • Вкладывайте в речь героя подтекст. Возможно, читатель не сразу его уловит, но в процессе изложения или в финале всё встанет на свои места. Если герой знает «секрет», то намёки на него должны быть в диалогах. Этот приём описан в нашей статье про чеховское ружьё. Так называемое предзнаменование, намёк на будущие события.

  • Чтобы логично выдать технические и энциклопедические справки, используйте героя непрофессионала. Задавайте вопросы от его имени.

  • Используйте различные выразительные глаголы для оформления диалогов. Нельзя раз за разом повторять «сказал». Есть множество других глаголов: воскликнул, выдохнул, произнёс, всхлипнул, прошептал, выкрикнул и т.д.
Насмотренность

Читайте хорошие книги с сильными диалогами (Твен, Булгаков, Акунин), смотрите культовые фильмы, слушайте и фиксируйте речь друзей, знакомых и случайных прохожих.

Тренировка

Прямо сейчас в комментариях или в блокноте придумайте диалог с подтекстом. Ситуация банальная: муж знает об измене жены, она не знает, что он знает. Он злится и хочет вывести её на чистую воду. Как построить их диалог?

Писательские курсы

У нас есть курсы и по сценарному мастерству и писательские. И там, и там много практики и обратной связи от редакторов. Поработаете и над диалогами и над художественными приёмами и над сюжетом.

P.S. О том как оформлять диалоги (правила пунктуации) мы писали в своём аккаунте инстаграм, присоединяйтесь, там много полезного.
Как тренировать навык написания диалогов
На курсе вы сделаете важные первые шаги в профессию: пройдете все этапы разработки сценария под руководством востребованных сценаристов и редакторов и овладеете базовыми навыками драматурга.
Онлайн-курс
На курсе вы узнаете самые действенные методы работы с историей, которые используют сценаристы. Попробуете себя в роли автора фильма, сериала, компьютерной игры или рекламного ролика.
Онлайн-марафон