ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА
скидки до 30%
До конца акции осталось:
Секунд
Минут
Часов
Дней
12
12
:
:
:
12
2
Хотите подписаться на новости и акции школы?
Close
Напишите нам
WhatsApp
Чеховское ружье: базовый принцип в написании сценариев
Что значит принцип чеховского ружья и как правильно его использовать? Разбираем один из основополагающих принципов разработки сценариев.
В материале мы расскажем:
Чеховское ружье: куда повесить и когда использовать
Принцип чеховского ружья помогает отсекать лишнее, создавать логичный сюжет, избавляться от ненужных деталей. Понимание принципа обязательно сценаристам и желательно всем писателям.
Чехов неоднократно повторял суть принципа в своей переписке с другими писателями и драматургами.

Цитата ниже представляет собой отзыв Антона Павловича на чужое произведение:
Ружьё Чехова – принцип драматургии, согласно которому все элементы в истории должны внедряться в неё осознанно и служить на благо сюжету, а лишние детали – удаляться.

Принцип побуждает авторов не давать ложных обещаний в своем повествовании, не использовать предметы/монологи/диалоги, которые в конечном итоге ни на что не влияют. Если автор делает какие-то детали заметными, то они должны быть интегрированы в траекторию сюжета, развитие персонажа и настроение произведения.
Что значит чеховское ружье?
Подписаться на новости, бесплатные лекции и скидки
Из писем классика
«Добрейший Александр Семёнович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем этак лучше».
Понимать суть этого драматургического принципа необходимо для того, чтобы:
  • не нагружать текст деталями, которые не имеют сюжетного значения
  • не обманывать ожидания читателей
  • научиться внедрять в историю только то, что действительно важно
Привычка «стрелять по-чеховски» делает вас лучшим автором!
Что это значит для начинающих авторов?
Влияние на мировую литературу
Влияние принципа на литературу и драматургию приобрело такие масштабы, что самое ружьё обзавелось рядом вариаций: оружейная Чехова (несколько выстрелов в произведении), пропавший человек Чехова (исчезнувший персонаж является антагонистом или появляется в кульминации) и даже вулкан Чехова (если в сюжете есть вулкан, он непременно проснётся)!
Проблематика ружья Чехова
Данный принцип часто принимают за предзнаменования и другие литературные приёмы. Но на самом деле, это нечто большее.

Ружья Чехова могут объединять в себе ряд сюжетных ходов, такие как отвлекающие манёвры или предостерегающие знаки. Но они также существуют сами по себе.

Помните: мы говорим о принципе. Теории эффективного писательства. Всё остальное – способы его реализации.
Разберем действие чеховского принципа на примерах мировых бестселлеров и классики.

1. Помните, что ружьё Чехова призывает нас сохранять в тексте те детали, которые впоследствии будут использованы.

В фильме «Достать ножи» в самом начале показана бутафорская коллекция кинжалов. На ней делают акцент и после благополучно забывают. А в финале, в кульминационном моменте, главный злодей кидается на героиню, схватив один из этих ножей. Спасение пришло именно из неудачно выбранного оружия: кинжал – бутафорский, лезвие в нем не настоящее и прячется в рукоятку при нажатии. И замечательно, что о коллекции было сказано в начале. Накал страстей это не снижает, но хорошо объясняет "внезапную» удачу. А вот если спасение героев из безвыходной ситуации происходит действительно неожиданно (нет и намека на такой исход), то этот прием называется роялем в кустах.
Как стрелять правильно?
2. Активно пользуйтесь предзнаменованиями. Они делают сюжет острее и радуют читателей.

В «Птицах» Дафна дю Морье неоднократно указывает на странное поведение птиц ещё до того, как они начнут нападать на людей. Этот же приём потом применит Хичкок в экранизации романа.

3. Закидывайте в сюжет «копчёную сельдь» как отвлекающий манёвр, но используйте её, чтобы раскрыть или главного героя, или его антагониста.

В «Никогде» Нил Гейман обманывает нас, заставляя думать, что злодеями книги являются убийцы, которые идут по следу Ричарда и Двери. А они всего лишь марионетки в руках падшего ангела Ислингтона. Он специально прибегает к услугам наёмников, потому что не любит пачкать руки.

4. Профессия, навыки, таланты героя – все это может (и должно) где-нибудь выстрелить. Иначе это просто фоновая информация.

В книге Стивена Кинга и одноименном фильме "Побег из Шоушенка» главный герой Энди Дюфрейн – бухгалтер по профессии. Об этом несколько раз упоминается в самом начале, хотя на завязку сюжета его профессия никак не влияет. Он мог бы быть кем угодно в той ситуации. Зато позже этот факт оборачивается поворотным моментом в сюжете. Дюфрейн начинает давать консультации охранникам, а после становится личным бухгалтером начальника тюрьмы в его махинациях.

5. Используйте чувства и личный опыт персонажей.

Алексей Толстой в «Упыре» использует таких героев, как Рыбаренко и Даша, чтобы вызвать чувство тревоги как у протагониста, Руневского, так и у читателей.

И еще совет о том как развешивать ружья. Когда планируете роман, рассказ, сценарий. Вы же планируете? Делаете сюжетную схему? Так вот, когда вы планируете очередную поворотную точку или кульминацию, вы уже знаете, что произойдет в этом месте с героем, поэтому подумайте заранее и подкиньте в начало сюжета то самое ружье, которое сработает в точке. Читатели будут вам благодарны.

Но! Действуйте с головой и без фанатизма. Принцип Чехова прекрасен, но это не значит, что каждый предмет и каждая деталь должны стать ружьями. Для развития сюжетного поворота и передачи атмосферы вы можете поместить героя в лес, например, описывая в красках природу и окружение. Но вовсе необязательно, чтобы каждое дерево или белка в нем когда-нибудь «выстрелили».
Что еще почитать по этой теме:
Напиши свой первый сценарий в связке с профессиональным редактором на курсе
Готовы к первому выстрелу?
Лучший способ потренироваться в чеховской стрельбе это написать сценарий. Вот уж где действительно нет места лишнему.

У нас есть курс по сценарному мастерству. На курсе мы пишем небольшие сценарии к мини-фильму, рекламному ролику, игре и даже к истории в соцсетях. За семь занятий семь сценариев. И семь шансов пристреляться.

Ведущие курса – это практикующие и успешные сценаристы, писатели, режиссеры. С учениками работают профессиональные редакторы, которые подскажут как, когда и куда повесить то самое чеховское ружье именно в вашей истории.
На курсе вы сделаете важные первые шаги в профессию: пройдете все этапы разработки сценария под руководством востребованных сценаристов и редакторов и овладеете базовыми навыками драматурга.
Онлайн-курс